Время новостей
     N°148, 19 августа 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.08.2010
С оглядкой на Дели
Россия и Пакистан строят отношения с чистого листа
Вчерашняя встреча президентов России и Пакистана Дмитрия Медведева и Асифа Али Зардари в Сочи во многом знаменательна. Лидеры двух стран фактически объявили о готовности преодолеть негативную инерцию прошедших 60 лет взаимоотношений. Правда, остается вопрос: насколько реально воплощение в жизнь заявленных благих намерений?

Отношения нашей страны с Пакистаном всегда осложнялись множеством факторов. С первых лет независимости Исламабад придерживался прозападной ориентации. Кроме того, с начала 1960-х годов Пакистан рассматривался как важнейший союзник Китая в регионе. Советский Союз в свою очередь всегда строил свою политику в Южной Азии с учетом интересов своего главного геостратегического союзника -- Индии. Особенно обострились советско-пакистанские отношения в 1980-е годы, когда Пакистан активно поддерживал афганских моджахедов.

Инерция негативного наследия сохранилась и после распада Советского Союза. В 1993 году, посещая Индию с официальным визитом, президент России Борис Ельцин поддержал позицию Индии по вопросу Кашмира. Чуть позже он высказался в том смысле, что «Россия не продаст Пакистану ни одного патрона».

Ситуация в Кашмире внешне во многом схожа с ситуацией в Чечне. Поэтому Россия рассматривала Кашмир исключительно через призму территориальной целостности Индии. К тому же Пакистан был одной из трех стран (наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами), признавших легитимность режима талибов в Афганистане. Это решение закрепило за Исламабадом имидж покровителя международного терроризма, несмотря на то, что после трагедии 11 сентября 2001 года руководство Пакистана во главе с генералом Первезом Мушаррафом однозначно поддержало американскую военную операцию против талибов.

И наконец, самое главное. Индия была и остается главным партнером России в сфере военно-технического сотрудничества. Активизацию внешнеэкономических связей России и Пакистана в Дели воспринимают как угрозу. Рисковать же потерей миллиардных заказов Россия не может, ведь на сегодняшний день общий российско-пакистанский товарооборот не превышает полумиллиарда долларов в год.

Теперь, похоже, лидеры двух стран заявили о готовности начать отношения с чистого листа. Дмитрий Медведев пригласил Асифа Али Зардари посетить Москву с официальным визитом. Пакистанский президент в ответ пригласил г-на Медведева посетить Исламабад. Как отметил в преддверии встречи двух глав государств помощник президента Сергей Приходько, «мы заинтересованы в осуществлении полномасштабного визита президента Пакистана в Россию».

Символично, что встреча двух президентов состоялась в день, когда исполнилось ровно два года со дня ухода в отставку предыдущего президента Пакистана Первеза Мушаррафа. Означает ли это, что отношения двух стран впредь будут строиться по-новому и без оглядки на третьи страны?

В беседе с корреспондентом «Времени новостей» заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко заметил: «Мы по-прежнему вынуждены оглядываться на Индию. Доля Индии в объеме портфельных заказов в сфере военно-технического сотрудничества составляет не менее 50%». Вместе с тем в последние годы развивается и сотрудничество с Пакистаном -- Россия поставляет Исламабаду вертолеты Ми-17, а также двигатели РД-93 для истребителей FC-1 китайско-пакистанской разработки. По этому поводу индийская сторона выражала свое недовольство, но поставки удалось отстоять. Тем не менее, по словам эксперта, «Пакистан никогда не займет место Индии в сердце Москвы».

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Петр Топычканов заметил «Времени новостей», что прогресс в отношениях Москвы и Исламабада есть, но он ограничивается в основном сферой безопасности. Например, активно лоббировавшийся пакистанской стороной в начале 2000-х годов проект производства в Пакистане автомобилей «Ока» не пошел дальше разговоров. Дело в том, что основной интерес Пакистана был связан не с легковыми автомобилями, а с грузовиками «КамАЗ». Но у КамАЗа уже есть свое производство в Индии, и возможность начала производства автомобилей в Пакистане сильно насторожила индийскую сторону. В итоге нишу производства дешевых легковых автомобилей для пакистанских потребителей заняли китайцы. Эксперт также подчеркнул, что Дмитрий Медведев пока не принял приглашение посетить Пакистан: «Подобное приглашение Владимиру Путину направлял и Первез Мушарраф в 2003 году, но визит не состоялся по соображениям безопасности».

Россия вряд ли сможет сыграть важную роль в урегулировании застарелых конфликтов в регионе Южной Азии. К роли посредника в урегулировании кашмирского конфликта Россию усиленно подталкивает Пакистан, надеющийся, что Москва сможет использовать свое влияние на Дели. Но Индия всегда заявляла, что Кашмир -- это проблема двусторонних отношений, не требующая международного вмешательства. По сути, это признал и Сергей Приходько, отметивший: «Мы традиционно оказываем содействие установлению прямых контактов между этими государствами».

Как сказал в беседе с «Временем новостей» Петр Топычканов, «Россия пытается сыграть роль посредника, но реальных ресурсов для этого нет, а значит, все высказывания на эту тему рассчитаны на внутреннее потребление». Эксперт напомнил о недавней истории, когда в 2002 году Владимир Путин на саммите в Алма-Ате пытался выступить посредником между президентом Пакистана Первезом Мушаррафом и премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи, однако оба лидера даже не пожали друг другу руки. На вчерашний саммит в Сочи индийскую делегацию вообще не пригласили.

Борис ВОЛХОНСКИЙ