|
|
N°146, 14 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Военный переворот был бы неизбежен»
Ли Дэн-хуэй смирился с коррупцией из страха перед армией
Экс-президент Тайваня Ли Дэн-хуэй не боролся с коррупцией в верхушке вооруженных сил потому, что боялся переворота. Это сенсационное признание, сделанное г-ном Ли в ноябре прошлого года перед сотрудниками правительственной комиссии, опубликовала вчера влиятельная тайваньская газета «Ляньхэбао».
Эти слова прозвучали в связи с расследованием дела о покупке Тайбэем шести фрегатов класса Perry в Южной Корее и шести фрегатов класса Lafayette во Франции в конце 1980-х годов. Сделка была баснословно дорогой, на что обязан был обратить внимание Ли Дэн-хуэй, ставший президентом в 1988 году. В 1991 году Тайбэй заплатил за шесть французских фрегатов 2,68 млрд долл., что в два раза больше первоначально намеченной суммы.
Скандал начался после того, как в 1993 году при загадочных обстоятельствах был убит причастный к сделке капитан ВМФ Инь Цинь-фэн, выступивший против покупки французской техники по завышенной цене. Расследование по этому делу длится уже почти десять лет. Оно началось еще при Ли Дэн-хуэе, но было приостановлено из-за недостатка улик. Повторное следствие началось после избрания на пост президента кандидата от оппозиции Чэнь Шуй-бяня, объявившего войну «черно-золотой» (то есть мафиозно-коррупционной) практике бывших гоминьдановских властей.
Экс-президент сообщил сотрудникам контрольного юаня (тайваньский аналог российской счетной палаты), что в коррупции виноват тогдашний глава генштаба Хао Бо-цунь: при покупке французских кораблей тот проигнорировал правовые нормы, регулирующие вопросы приобретения оружия за рубежом. Ли Дэн-хуэй признался, что не посмел сорвать сделку из опасений, что замешанные в ней могущественные представители вооруженных сил могли бы решиться на военный переворот с целью его свержения. «Они (военные) уже приняли решение, как я мог сказать, что «так не пойдет»? Военный переворот был бы неизбежен. Как президент в одиночку мог бы пойти им наперекор? Поэтому я мог лишь хранить молчание. Что они ни делали, я не вмешивался, сколько денег они ни требовали, я не мог предпринять ничего», -- заявил Ли Дэн-хуэй.
Шоковый эффект от заявления был столь силен, что поначалу представитель контрольного юаня Чжао Жун-яо поспешил заявить журналистам, что ничего подобного экс-президент в ходе следствия не говорил. Однако выяснилось, что протоколы показаний экс-президента существуют, а в них действительно присутствуют слова «военный переворот был бы неизбежен». Военные ответили заявлением, что свято почитают конституцию и не помышляют о захвате власти. Уязвленный отставник Хао Бо-цунь посетовал, что экс-президент пытается свалить вину на других, прикрываясь надуманными угрозами со стороны армии. Он утверждает, что Ли Дэн-хуэй ни разу не высказывался против сделки с французскими фрегатами. Однако экс-президент вовсе не отрицает этого -- он ведь хотел сказать об этом, но испугался своих генералов.
Александр ЛОМАНОВ, Алексей СЛОБОДИН