|
|
N°143, 12 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дедушки с татуировкой дракона
«Неудержимые» на московских экранах
Команда наемников под руководством Барни Росса (Арнольд Шварценеггер), едва отойдя от принуждения к миру банды сомалийских пиратов, получает задание избавить мир от диктатора некоей крохотной латиноамериканской страны (Дэвид Зайяс). Сказано -- сделано. Но в процессе становится понятно, что их мускулистыми руками собирается загребать жар кто-то совсем уж посторонний, и далеко не с благородными намерениями. А «неудержимым» во всем раскладе отведена роль расходного материала, с чем им самим согласиться ну никак невозможно. Есть у них еще дома дела.
Сильвестр Сталлоне, выступивший в «Неудержимых» не только исполнителем главной роли, но и режиссером, и соавтором сценария, решился на отчаянный и восхитительный шаг: сделать образцовый боевик, своего рода эталон и каталог, где были бы собраны не только все штампы и коронные ходы жанра, но и, что особенно ценно, собственно основные действующие лица, своего рода «лига экстраординарных джентльменов» кулака и пулемета. Не без труда, но ему это удалось. Итак, весь вечер на арене помимо Сталлоне главный герой боевиков наших дней Джейсон Стэтем, величайший рукопашник Юго-Восточной Азии и всего мира Джет Ли, дипломированный химик и силач Дольф Лундгрен, не нуждающийся в представлениях, а в последнее время так и вообще ни в чем Микки Рурк, легенды профессионального реслинга Рэнди Кутюр и Стив Остин, ветеран американского футбола Терри Крюс, культовый герой по-настоящему второсортных боевиков Гэри Дэниэлс, злодей на все времена и на любой гонорар Эрик Робертс. Про Брюса Уиллиса и Арнольда Шварценеггера, которые хоть и появляются на экране всего в одном-единственном эпизоде (но зато в одном кадре со Сталлоне), и говорить нечего. (К слову, ничуть не менее внушителен и список тех, кто на экране в конце концов так и не появился. Жан-Клод Ван Дамм отказался сниматься по причине того, что так и не смог «разобраться в психологических мотивировках» предложенного ему персонажа; Курт Рассел сообщил, что в данный момент «не заинтересован в работе в коллективе»; Стивен Сигал находился в конфликте с одним из продюсеров картины Ави Лернером; Уэсли Снайпса из-за перманентных проблем с налоговой инспекцией не выпустили на съемки из страны; Форест Уайтекер был слишком занят, рэпера Фифти Сента не захотели видеть на экране фанаты; наконец, уже отснятые сцены с участием покойной Бриттани Мерфи были удалены из фильма по просьбе родственников.)
Кажется, что с таким составом «Неудержимых» вообще можно было не снимать, ограничившись групповым фото на рекламном плакате и собственно замыслом, -- сердце истинного ценителя остросюжетного кино в любом случае будет петь. Оно и поет, но чем дальше, тем все менее и менее уверенно. Все вроде бы неплохо, да и не требуется от картины такого рода быть отточенной до недосягаемого совершенства «Командос», «Кобры» или «Клетчатой электрички» (легендарного мифического фильма конца 80-х, о котором имел представление -- а то и видел воочию -- любой посетитель видеосалонов того времени, эпической истории о противостоянии люберов и металлистов с Арнольдом и Слаем в главных ролях). Но когда первый восторг от лицезрения кумиров детства в одном месте и в одно время проходит, становятся очевидными многие неутешительные вещи. И шутки по большей части довольно средние, и пресловутый action не столько стилизован под каноны продукции класса «Б», сколько на самом деле таковым является, и сюжетные перипетии, несмотря на всю свою заведомую необязательность, кажутся совсем уж притянутыми за уши и сшитыми ослепительно белыми нитками. В том, что происходящее на самом деле беспрецедентно круто, приходится все время себе напоминать, прислушиваясь к внутреннему голосу, который талдычит будто диктор на кассете с сеансом аутотренинга: ну что же ты, старина, не видишь, что все в порядке, все здорово, лучше не бывает... Но все равно по самому большому счету (а иной им и предъявить совестно) лучшие люди на свете ведут себя не так, как должно «команде молодости нашей», непредставимой еще лет 15 назад «дрим-тим», а скорее в традициях футбольной команды завсегдатаев «Кинотавра», коей можно было в свое время любоваться каждое лето на сочинском стадионе. В этом, разумеется, тоже есть своя специфическая прелесть, но возможность настоящего чуда, как ни крути, упущена. Тем более что эксперимент этот по определению одноразовый, и подобным образом звезды не сойдутся уже никогда.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ