|
|
N°145, 13 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Листовки вместо дынь
«Проба пера» туркменской оппозиции
Вчера Туркмения по велению своего вождя Сапармурата Туркменбаши начала жить по новому календарю. Об этом напомнила единственная русскоязычная газета страны «Нейтральный Туркменистан». 12 августа, пишет газета, не только понедельник, но и «12 Алп Арслан, баш гюни», то есть Главный день. В этот день по обыкновению Туркменбаши проводит заседание кабинета министров.
Однако в этот раз туркменскому лидеру пришлось заняться государственными делами уже накануне, в День отдыха, «дынч гюн» по-новому. Дело в том, что 11 августа, когда вся страна традиционно отмечает День дыни («нет в мире другого такого государства, чьи плоды, овощи и бахчевые могли бы соперничать с нашими по вкусу и полезности», как пишет Туркменбаши в «священной» книге Рухнама), в Ашхабаде начали происходить непредвиденные события.
Около пяти часов утра, когда жизнь в жаркой туркменской столице начинается с раскладки на рынках «самых полезных в мире» овощей и фруктов, на самом оживленном из них, воскресном, или по-другому -- городской толкучке, неизвестными были раскиданы несколько тысяч листовок на русском и туркменском языках, подписанных от имени председателя Народного демократического движения Туркменистана (НДДТ) Бориса Шихмурадова. Как сообщает туркменская служба «Радио Свобода» и интернетовский сайт НДДТ «Гундогар», в листовках содержатся призывы к туркменскому народу «подняться с колен» и «выходить на улицы, требуя ухода ненавистного вора Туркменбаши».
«Никто не принесет вам избавления от прогнившего режима. Туркменбаши узурпировал власть, Туркменбаши боится свободных выборов, он знает, что население Туркменистана отвергнет его», -- пишут авторы листовок.
На воскресном базаре тут же начали возникать стихийные митинги, благо полицейских в столь ранний час на толкучке почти не оказалось. Происходили они еще в 11-м и 30-м микрорайонах Ашхабада. Только к восьми часам утра власти спохватились: листовки обнаружились в центре города. В спешном порядке на операцию по изъятию листовок у населения была мобилизована вся столичная полиция и органы безопасности. Как утверждает в беседе с газетой «Время новостей» источник в руководстве туркменской оппозиции, к вчерашнему утру удалось обнаружить только 213 листовок, и все почему-то на русском языке. Видимо, призывы к свержению Туркменбаши на родном туркменском были более доходчивы для граждан, решивших их сохранить. Сколько же всего листовок было разбросано в Ашхабаде, источник нашей газеты сообщить отказался: «Пусть ищут, а мы потом сверим».
Вечером в воскресенье президент Туркмении вынужден был срочно собрать силовиков и потребовать от них решительных действий по задержанию распространителей зловредных писаний и выявлению всех распространенных листовок. Утром «главного дня», в понедельник, Туркменбаши продолжал «разбор полетов» на правительстве. Больше всего, свидетельствуют наши источники, досталось шефу комитета национальной безопасности Порану Бердыеву -- за очередную «потерю бдительности», допущенную органами. С такой формулировкой был уволен, а затем и арестован его предшественник на посту главы КНБ генерал Назаров, который не смог изловить ни одного из тех, кто в конце прошлого года объявил о создании НДДТ.
В посольстве Туркмении в Москве на просьбу газеты «Время новостей» прокомментировать происходящее в Ашхабаде ответили лаконично: «Информацией не обладаем» -- и попросили обращаться в аппарат президента Туркмении. В отделе международной информации этого аппарата категорически опровергли сообщения «про митинги и листовки» и назвали их «злостной инсинуацией недоброжелателей Туркмении».
Аркадий ДУБНОВ