|
|
N°141, 10 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невменяемый налог
Мелкую торговлю переводят на новый фискальный режим
Министерство финансов намерено с 2014 года отказаться от такого способа налогообложения, как единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Опыт его использования признан неудачным. Предполагается, что большинство индивидуальных предпринимателей, которые сейчас используют ЕНВД, перейдут на патентную систему налогообложения, введение которой предусматривается уже с 2011 года. Юридическим лицам вместо ЕНВД предлагается воспользоваться другими налоговыми режимами, уже имеющимися в законодательстве.
Законопроект с соответствующими инициативами опубликован в пятницу на официальном сайте Минфина. Эксперты видят в предложении финансового ведомства намерение повысить прозрачность финансовых потоков малого бизнеса, что накладывает больше ответственности как на предпринимателей, так и на фискальные органы. Наиболее серьезными ожидаются последствия для мелкой торговли: она однозначно станет менее выгодным занятием.
В соответствии с проектом закона глава 26.3 Налогового кодекса об ЕНВД полностью утратит силу с 1 января 2014 года. Но многие предприниматели, использующие ЕНВД, будут лишены такой возможности раньше. Отмена налога будет происходить поэтапно: первоначально его запретят использовать при определенных видах деятельности. Так, уже с 2012 года им не смогут пользоваться предприниматели, оказывающие бытовые, ветеринарные и автотранспортные услуги, владельцы магазинов и предприятий общественного питания с залами площадью до 150 кв. м, хозяева мини-гостиниц, арендодатели помещений и земли под торговые объекты, а также все организации и предприниматели, которые используют труд свыше 15 наемных работников (сейчас на ЕНВД могут быть компании со средней численностью занятых до 100 человек). Рассматривается вариант, при котором право решать, для каких других видов деятельности сохранять ЕНВД до 1 января 2014 года и сохранять ли его вообще, будет предоставлено местным властям, вплоть до муниципальных.
В Министерстве финансов не скрывают своего разочарования в действующем налоговом режиме для мелкого бизнеса. Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин в интервью Интерфаксу заявил, что «ЕНВД не в полной мере учитывает экономическое обоснование осуществляемой деятельности, что может создавать как излишнюю налоговую нагрузку, так и, наоборот, возможность значительной экономии на налогах». Из этого можно сделать вывод, что часть бизнеса от отмены ЕНВД выиграет, но кто-то и проиграет.
Каково соотношение этих частей, по мнению вице-президента Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимира Буева, сейчас оценить невозможно, так как ЕНВД был обязательным для всех субъектов предпринимательства, занимающихся указанными в соответствующей главе Налогового кодекса видами деятельности и подпадавших под установленные там критерии. «Вот когда будет свободная конкуренция между налоговыми системами, тогда будет видно, что бизнесу выгоднее», -- полагает эксперт. Новый законопроект, кстати, вносит в статьи Налогового кодекса, касающиеся различных специальных видов налогообложения, детальную регламентацию механизмов взимания налогов при отказе от этих режимов до окончания налогового периода.
ЕНВД появился в 2003 году по инициативе правительства РФ. В пояснительной записке к нему в качестве главной цели нового вида налогообложения называлось намерение «заметно снизить налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства, упростить процедуры налогообложения и представления отчетности и в конечном счете создать более благоприятные условия для ускорения развития малого бизнеса». Но мало того, что он был обязателен, а следовательно, и не всегда экономически выгоден, многим предпринимателям он не облегчал и работу с документами.
«Расчет ЕНВД отличается простотой, но только в том случае, если налогоплательщик осуществляет исключительно деятельность, облагаемую ЕНВД. В противном случае возникает необходимость ведения раздельного учета», -- поясняет руководитель отдела экспертизы налоговых обязательств аудиторской компании МКПЦН Андрей Камалетдинов. Тем не менее эксперт не сомневается, что ЕНВД был выгоден очень значительной части предпринимателей: «Экономия на налогах по сравнению с УСН весьма существенная. Кроме того, налогоплательщик, применяя указанную систему, имел возможность четко планировать свой бюджет, так как это позволял делать сам порядок определения налоговой базы по ЕНВД».
Сборы ЕНВД, по данным Федеральной налоговой службы, росли в предшествующие кризису годы в сопоставимых размерах с увеличением налоговых поступлений в целом. Кризис замедлил этот рост, но все-таки он остался: в 2008 году ЕНВД собрано на сумму 63 млрд руб., в 2009-м -- 64 млрд руб. Это всегда было лишь немного меньше годового задания. В сопоставимых размерах идет сбор ЕНВД и сейчас. За шесть месяцев этого года налог поступил в размере 33,2 млрд руб., что составило 96% от годового задания.
Законопроект предлагает удалить из Налогового кодекса и тот институт патента, который с 2006 года существует в рамках главы «Упрощенная система налогообложения». «Многие налогоплательщики про возможность получения патентов не знают до сих пор», -- отмечает г-н Камалетдинов. О неэффективности нынешней системы патентов говорят суммы, которые собираются с их помощью. Они существенно меньше, чем дает ЕНВД. В первой половине 2010 года патентов выдано на 85 млн руб., но это уже превысило годовое задание на 3%. Правда, рост этого вида сборов из года в год был значительным. Так, в 2008 году патентов было выдано на сумму в 14,4 млн руб., в 2009-м -- на 65,6 млн рублей.
«Нынешнюю патентную систему регионы могли вводить, а могли и не вводить. В итоге ее узаконили далеко не все, -- объясняет причины неудачи нынешнего патентного эксперимента Владимир Буев. -- Что бы ни говорилось, интерес субъектов федерации был в том, чтобы наполнить собственные бюджетные системы. Понятно, что экономического интереса вводить патентную систему у регионов не было».
Вместо ЕНВД и существующих патентов минфиновский законопроект предлагает дополнить Налоговый кодекс главой 26.5 «Патентная система налогообложения». С одной стороны, она сделает патентную систему обязательной для всех регионов, а с другой, воспользоваться новым режимом налогообложения смогут только самые мелкие субъекты предпринимательства -- индивидуальные предприниматели. Полностью исключена возможность получения патента для торговой деятельности и общественного питания. Переходить на патент и возвращаться к другим способам уплаты налогов предприятия смогут добровольно. При этом устанавливать перечень видов деятельности, при которых возможно использование патента, а также потенциальный годовой доход коммерсанта, а значит, и стоимость патента при том или ином виде деятельности будут органы власти муниципальных районов и городских округов, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, по 22 видам деятельности возможность получения патента должна быть предусмотрена местными властями в обязательном порядке. Это, в частности, бытовые и ветеринарные услуги, услуги автосервиса, автоперевозки, строительный ремонт, платные кружки и репетиторство, уход за детьми и больными, сбор вторсырья.
Для каждого из 92 видов деятельности, по которым будет возможность воспользоваться патентной системой налогообложения, в Налоговом кодексе будет предусмотрен свой размер потенциального годового дохода. Местные власти смогут уменьшать или увеличивать его не более чем в два раза. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В итоге стоимость самой дешевой годовой лицензии (на выпас скота) может составить от 3,6 до 14,4 тыс. руб., а самой дорогой (на занятие частной медицинской практикой) -- от 10,2 до 40,8 тыс. руб. Коммерсанты смогут нанять не более пяти работников вне зависимости от количества имеющихся у них патентов. Патент действует только на той территории, где выдан.
Индивидуальные предприниматели, пожелавшие перейти на патентную систему, будут освобождаться от уплаты подоходного налога в части доходов, полученных при осуществлении видов деятельности, по которым применяется патентная система. Освободят их и от налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого при осуществлении таких видов деятельности. За исключением ряда случаев (например, патент нельзя будет использовать при импорте товаров) предпринимателям не нужно будет платить и НДС. Если доходы налогоплательщика за налоговый период, установленный в рамках календарного года, превысят 60 млн руб., то он утрачивает право на патентную систему налогообложения. При этом стоимость патента, уплаченная им, не возвращается.
Весь налог, собранный по патентной системе налогообложения, поступит в муниципальные бюджеты. Сейчас им достается 90% ЕНВД, а 90% от продажи патентов идет в бюджеты субъектов федерации; остальное поступает во внебюджетные фонды.
«Задача патента -- способствовать легализации деятельности», -- пояснил г-н Разгулин. «Для государства суть «вмененки» и патента в том, чтобы собрать налоги там, где оно не может контролировать финансовые потоки, -- соглашается с чиновником Владимир Буев. -- Сужая не зависящие от финансовых потоков патентные системы, государство считает, что оно теперь может в большей степени контролировать малый бизнес, и поэтому переводит его на системы налогообложения, которые рассчитаны на более прозрачные финансовые потоки».
Но эксперт сомневается, что возможности государства контролировать финансовые потоки малого бизнеса увеличились. «Микропредприятий, где работает до 15 работников, у нас 1,2 млн, еще более 200 тыс. -- малых предприятий, средних -- около 30 тыс. Проконтролировать микробизнес ни раньше не было возможности, ни сейчас», -- уверен эксперт.
«Использование патентной системы налогообложения приведет к еще большему упрощению процесса взимания и администрирования налоговых платежей с индивидуальных предпринимателей. При этом стоимость патента будет явно ниже налога, подлежащего уплате в случае применении ЕНВД», -- уверен Андрей Камалетдинов. Но значительной части предпринимателей, использующих сейчас ЕНВД, придется переходить либо на упрощенную, либо на общую систему налогообложения, «что в итоге может перевесить плюсы от введения патентной системы». «Существующая статистика не позволяет говорить о количестве таких налогоплательщиков, однако представляется, что их доля может быть довольно велика», -- предупреждает эксперт.
Отмена ЕНВД и невключение наиболее популярных видов деятельности в патентную систему налогообложения вызывает обеспокоенность в общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России». «ЕНВД -- самый распространенный режим налогообложения среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Его применяет более половины, т.е. около 3 млн предпринимателей и организаций, -- напоминает начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Андрей Шубин. -- ОПОРА всегда выступала не за отмену ЕНВД (для некоторых категорий предпринимателей он был выгоден), а за отмену его обязательности. Предприниматель должен иметь возможность выбора системы налогообложения. Вызывает опасение тот факт, что с отменой ЕНВД самые распространенные виды деятельности среди малого и среднего бизнеса, такие как общественное питание и торговля, не подпадают под патентную систему налогообложения. Значительная их часть будет вынуждена переходить на общую систему налогообложения, что только увеличит налоговую нагрузку на них».
Из положительных моментов законопроекта г-н Шубин назвал передачу доходов от продажи патентов местным бюджетам. «Это будет стимулировать органы местного самоуправления развивать малый бизнес», -- надеется специалист.
Андрей СУСАРОВ