|
|
N°139, 06 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На страже урожая
Решение российского правительства остановило Чикагскую биржу
Небывалая засуха заставила российские власти отказаться от своих планов сохранить экспорт зерна в прошлогоднем объеме, более того, на его вывоз из страны вводится полный запрет. «Считаю целесообразным ввести временный запрет на экспорт зерновых и других сельхозтоваров, производных от зерна», -- заявил вчера премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства. Эта мера вступает в силу с 15 августа и сохраняется по 31 декабря. «Как будем вести себя после декабря текущего года, мы поговорим позднее по результатам уборочной кампании. Я прошу Министерство сельского хозяйства и другие ведомства действовать в соответствии с подписанным сегодня постановлением», -- сказал г-н Путин. При этом зерновых интервенций из резервного фонда государства тоже пока не ожидается -- Минсельхоз, собиравшийся начать их 4 августа, передумал и отложил до середины осени, пока не станут ясны реальные потери урожая. Зерно из закромов государства, как пояснил вчера премьер, будет направляться в пострадавшие от засухи регионы по их заявкам -- без аукционов. Эксперты разошлись в оценке эффективности такого решения кабинета министров.
В прошлом году Россия, последовательно наращивавшая свои поставки, экспортировала 21,4 млн т зерна, войдя в первую тройку основных мировых продавцов и заняв около 13% мирового рынка. Итогом вчерашнего решения правительства РФ уже стала остановка торгов на Чикагской бирже, происходящая автоматически при 6% росте цены зерна. Перед остановкой цена фьючерса на пшеницу достигла 23-месячного максимума. В Европе цены взлетели на 11% и превысили 230 евро за тонну пшеницы. Ранее российские власти планировали экспорт сохранить, несмотря на непогоду, благодаря чему мировые цены хотя и росли на фоне печальных новостей из основных мировых житниц, но не такими скачкообразными темпами.
Еще два дня назад замминистра сельского хозяйства Александр Беляев, выступая на конференции «Зерновая Сибирь», заявил, что Россия пока не планирует из-за засухи вводить ограничения на экспорт зерна. «Экспорт очень легко потерять, но очень тяжело завоевать. Будем стараться балансировать на весах, максимально сохранив рынок, и, естественно, на 100% обеспечить себя продовольствием и семенами, и кормами», -- сказал чиновник.
Из-за засухи, которая уже больше месяца продолжается на европейской территории России, в 27 регионах введен режим чрезвычайной ситуации. В этих условиях Минсельхоз понизил прогноз урожая зерна в России в текущем году до 70--75 млн т. По некоторым оценкам, урожай зерновых уничтожен на 20% всех посевных площадей страны. До прихода аномальной жары ожидали собрать 90 млн, из которых порядка 21,5 млн планировалось отправить на экспорт. В прошлом году урожай зерна составил 93 млн тонн.
Несмотря на серьезное снижение прогнозов, для внутреннего потребления с учетом накопленных с прошлого года запасов даже 70 млн т более чем достаточно. По данным Минсельхоза, в настоящее время запасы зерна в России составляют 21,7 млн т, из них на Интервенционный фонд приходится 9,5 млн т. Владимир Путин отметил, что у России достаточно зерновых резервов, но «как у нас в народе говорят: запас карман не тянет». Необходимо не допустить роста внутренних цен на продовольствие и сокращения поголовья скота, более того, нужно формировать резервы будущего года, пояснил он.
В июле этого года, по данным Российского зернового союза, на внешний рынок уже было отгружено 1,35 млн т зерна прошлогоднего урожая. Предполагалось, что зерно нынешнего урожая начнет отгружаться с середины августа. Но теперь оно останется внутри страны.
Дискуссия о необходимости введения ограничений на экспорт велась достаточно давно, выявив как сторонников, так и противников этой меры. «Это абсолютно правильное решение. Сейчас зерно активно скупают трейдеры, и введение временного запрета остановит этот процесс, что поможет перерабатывающим отраслям сделать достаточные запасы и избежать ажиотажного спроса. Цены на зерно сейчас достаточно высокие для того, чтобы производители получили прибыль, и я не думаю, что введение запрета может их снизить. Переработчики, зная о плохом урожае и негативных для них ценовых прогнозах, постараются закупить больше. Важно, чтобы сами аграрии не скрывали валовые сборы в расчете на получение компенсации от государства за погибший урожай», -- сказала в интервью "Времени новостей" генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
Исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов придерживается иного мнения. «Прогнозы по новому урожаю ухудшаются с каждым днем, и столь быстрое решение не очень хорошая новость для сельхозпроизводителей. Рост цен на зерно внутри страны, возможно, остановится, и нельзя исключить их снижения. Лучше бы это решение принималось с временным лагом. Ведь многие производители не торопились продавать зерно, ожидая дальнейшего роста цен, и теперь они рискуют ничего не заработать», -- пояснил он "Времени новостей".
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский вообще опасается, что отказ от экспорта серьезно ударит по имиджу России на мировой арене. «Не далее как вчера прошло три тендера, которые мы выиграли. В первую очередь египетский тендер, там закуплено 180 тыс. т российского зерна. Это значит, что, если мы откажемся от поставки по этим контрактам, египтянам придется перезакупать заново. В следующий раз они, естественно, могут подумать, покупать ли по нашей довольно низкой цене, но ненадежно, или купить у французов, тех же американцев по более высокой цене, но зато с гарантированными поставками», -- заявил он в интервью СМИ.
Впрочем, г-жа Тюрина убеждена, что покупать в будущем российское зерно из-за принятого сейчас правительством решения не перестанут. «Этот год выдался неурожайным во многих странах-экспортерах, в том числе в Канаде, ЕС, Казахстане, Украине. Во всем мире производство пшеницы снизится на 18--20 млн тонн, и традиционные для России импортеры не смогут легко переключиться на других поставщиков, так как нас будет сложно заменить. Если мы и потеряем определенный объем рынка, то это будет пропорционально общему снижению», -- полагает она.
Впрочем, решение российского правительства вызовет вопросы не только у дальнего, но и у ближнего зарубежья. Как следует из опубликованного вчера на сайте правительства России постановления, Минэкономразвития поручено внести на рассмотрение комиссии Таможенного союза предложение о принятии аналогичных мер другими странами-участниками, а именно Казахстаном и Белоруссией. Прежде всего Минэкономразвития поручено проинформировать коллег о введении данного запрета Россией. Хотя партнеры должны были узнать о намерении России остановить зерновой экспорт до принятия этого решения, а не после. Не говоря уже о том, что режим Таможенного союза в принципе не предполагает одностороннего введения изъятий из единого таможенного пространства. В любом случае теперь нужно будет дождаться реакции Астаны и Минска.
Вера СИТНИНА