|
|
N°145, 13 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юрий Свердлов: «Илим Палп» всегда была непрозрачной структурой
Конфликт акционеров Котласского ЦБК длится уже более месяца. Корпорация «Илим Палп Энтерпрайз» отказывается признавать решения судов и силой удерживает контроль над предприятием. Новые мажоритарные акционеры не могут попасть на комбинат даже в сопровождении судебных приставов. И та, и другая сторона надеется на вмешательство государственных органов и уверена в своей правоте. Новый председатель совета директоров Котласского ЦБК Юрий Свердлов ответил на несколько вопросов, заданных ему корреспондентом нашей газеты.
-- Юрий Владимирович, насколько оправданно обращаться к государству для разрешения хозяйственного спора? Нужен ли здесь какой-то дополнительный контроль?
-- Как с точки зрения шумихи, поднятой «Илим Палп Энтерпрайз», так и с точки зрения новых собственников КЦБК, в особом дополнительном контроле в добавление к тому, что сейчас имеется, по-моему, необходимости нет. Если зарегистрированный в РФ экономический субъект соблюдает законы, платит налоги, выдерживает трудовое законодательство, то предъявлять какие-то дополнительные требования к нему нецелесообразно. Другое дело, что государство должно создавать условия, при которых все акционеры предприятия могут быть защищены от недобросовестного менеджмента. Это не является сугубо российской проблемой. Это является общемировой проблемой. Но во всем мире эти функции остаются за государством. Поэтому нет ничего удивительного в том, что миноритарные акционеры обращались в суд на управляющего акционера -- на «Илим Палп Энтерпрайз» -- с целью взыскания с него ущерба. Если бы в этом плане у них не было никаких претензий и они бы видели, как их доля в этом предприятии становится все более значимой в денежном выражении, то, думаю, у них не было бы никаких ни финансовых, ни моральных оснований судиться с «Илим Палп». Группа «Илим Палп Энтерпрайз» всегда представляла собой крайне закрытую и непрозрачную структуру, у которой существует масса оффшорных компаний из всевозможных оффшорных зон. И как конкретно перечислялись финансовые средства там -- это большой вопрос. Известно одно -- комбинат фактически работал на износ. То есть те средства, которые группа оставляла на развитие комбината, были настолько мизерными, что не позволяли комбинату в целом вести независимую производственную практику.
-- Однако государство все-таки оказалось втянутым в этот конфликт. Правоохранительные органы не только Архангельской, но и некоторых соседних областей занимают откровенно одностороннюю позицию. Скажем, в один из пансионатов Вологодской области был послан усиленный наряд милиции после того, как там среди отдыхающих были опознаны сотрудники одной из компаний, конфликтующих с «Илим Палп».
-- Дело в том, что когда президент РФ начал строительство так называемой властной вертикали, то основная цель именно так и ставилась -- бороться с проявлениями сепаратизма. А это и есть проявление сепаратизма, когда крупная корпорация, которая формирует львиную часть регионального бюджета, практикует сращивание бизнеса, власти и правоохранительных органов. И за десять лет деятельности «Илим Палп Энтерпрайз» именно это и произошло -- благодаря финансовому влиянию им удалось в определенной мере ангажировать и региональных представителей МВД, и работников прокуратуры. Сегодня же они начали злоупотреблять своими налаженными связями.
-- Каков же выход из создавшегося положения?
-- Государство должно проявить свою волю, когда откровенно нарушаются его законы. Действия «Илим Палп Энтерпрайз» носят уже уголовный характер. В конфликт втянут огромный трудовой коллектив Котласского ЦБК, и то, в какой форме это было сделано, позволяет говорить об экстремизме и подстрекательстве к массовым беспорядкам. Мы надеемся, все это получит свою оценку в правоохранительных органах, и мы в конце концов сможем приступить к нормальной работе на комбинате.
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»