В преддверии второй годовщины
августовской войны между Россией и Грузией первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов посетил обе республики,
официально получившие после этой войны российское признание, -- Южную Осетию и Абхазию. Сначала г-н Шувалов навестил Южную Осетию, сразу вслед за начальником контрольно-ревизионного управления администрации президента РФ Константином Чуйченко, а затем отправился в Абхазию. Как и следовало ожидать, увиденным в Абхазии первый вице-премьер остался доволен. Южной Осетии же предстоит, по его словам, очередная реформа: Москву по-прежнему не устраивает схема расходования денег, выделяемых на послевоенное восстановление республики.
Как уже писала газета "Время новостей", международные эксперты из International Crisis Group подсчитали, что на помощь Южной Осетии Россия с августа 2008 года выделила в общей сложности 840 млн долл. Практические итоги этих внушительных капиталовложений оставляют желать лучшего. В то время как власти Грузии практически сразу же после августовской войны 2008 года нашли возможность разместить несколько десятков тысяч беженцев из зоны конфликта в благоустроенных и современных поселках, Россия, финансирующая около 98% бюджета югоосетинского независимого государства, до сих пор не может похвастать полным восстановлением Цхинвали. Через два года после войны в Южной Осетии, по населению уступающей любому крупному московскому микрорайону, есть люди, чьи дома не восстановлены. Готовые дома тоже вызывают массу вопросов: к некоторым из них так и не подведены коммуникации, а все без исключения строительство на территории республики ведется по сметам, напоминающим о ценах Подмосковья.
О том, что затраты на югоосетинское восстановление до обидного малоэффективны, заговорили сразу же после августовской войны. При этом в Москве многие были склонны объяснять все проблемы бессовестным воровством местных чиновников, а в Цхинвали, наоборот, твердили, что до республики большая часть денег просто не доходит. А то, что доходит, расходуется по своему усмотрению различными контролерами, назначенными Москвой.
В течение первого послевоенного года расходование денег, попадавших в Южную Осетию, и распределение гуманитарной помощи практически полностью контролировало окружение президента ЮО Эдуарда Кокойты. Год назад Москва добилась назначения премьер-министром республики российского бизнесмена из Челябинской области Вадима Бровцева. Г-ну Бровцеву удалось оттеснить окружение президента от распределения поступающих денег. Однако у югоосетинских чиновников сразу же появилось подозрение, что премьер действует не вполне добросовестно и попросту пытается сделать главным "бенефициаром" восстановления некоторых сотрудников Минрегиона РФ -- федерального ведомства, курирующего все российские программы помощи республике.
В пользу этой версии говорил факт близкого знакомства Вадима Бровцева с министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным. У него, а также у заместителя секретаря российского Совбеза Юрия Зубакова г-н Бровцев нашел надежную поддержку, когда в Цхинвали весной этого года попытались инициировать вотум недоверия правительству.
Двух предшественников Вадима Бровцева, также российских назначенцев с контролирующими функциями -- Юрия Морозова и Асламбека Булацева, -- Эдуарду Кокойты сравнительно легко удалось отстранить от должности и удалить из республики. Но с Вадимом Бровцевым у него разразилась серьезная аппаратная война, которая, похоже, не завершилась и после того, как Владимир Путин на встрече в Москве в конце мая фактически призвал стороны прекратить конфликтовать.
Судя по многочисленным публикациям в осетинском "сегменте" российского Интернета, противостояние фактически развивается между представителями окружения Эдуарда Кокойты, имевшими неконтролируемый доступ к российским деньгам до появления в Цхинвали Вадима Бровцева, и г-ном Бровцевым, за которым стоит часть руководства Минрегиона РФ.
Весной этого года Минрегион создал федеральное государственное унитарное предприятие "Южная дирекция", которое по идее должно было обеспечить безупречный порядок в сфере российских госрасходов на Южную Осетию. Но югоосетинские чиновники обратили внимание, что подряды, которые распределяет "Дирекция", достаются главным образом челябинским и московским компаниям. После встречи с Игорем Шуваловым 30 июля этого года Эдуард Кокойты оптимистически заявил, что структуры, мешающие эффективному восстановлению его республики, в ближайшее время будут преобразованы, и в их числе будет "Южная дирекция". Игорь Шувалов в свою очередь пообещал, что в ближайшее время российское правительство разработает новую схему финансирования Южной Осетии. Отвечать за него будет двусторонняя межправительственная комиссия, которая в своей деятельности станет больше опираться на местные, югоосетинские кадры, тем более что административная система Южной Осетии, по мнению Игоря Шувалова, "значительно окрепла".
Это можно было бы считать признаком скорой победы Эдуарда Кокойты в аппаратной войне с Вадимом Бровцевым, у которого, по некоторым данным, через несколько дней заканчивается его подписанный на год контракт. Однако поводов для радости у оппонентов г-на Бровцева не так уж много: Игорь Шувалов пояснил, что и новую межправительственную комиссию будет возглавлять министр регионального развития РФ. Пока эта должность остается за Виктором Басаргиным, за Вадима Бровцева, судя по всему, можно не беспокоиться.
Зато у Эдуарда Кокойты есть серьезные политические проблемы. В ноябре будущего года у него истекает второй президентский срок. Во время парламентских выборов в Южной Осетии в мае 2009 года глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин высказался категорически против правки конституции Южной Осетии, которая сняла бы ограничение на число президентских легислатур. По некоторым данным, Москва присматривает преемника для Эдуарда Кокойты и даже, возможно, хотела бы обеспечить мягкую передачу власти в Южной Осетии до начала большого цикла федеральных выборов, стартующих как раз осенью 2011 года.
Некоторые осетинские и российские наблюдатели уже поспешили назвать среди вероятных кандидатов в президенты ЮО нынешнего посла республики в России Дмитрия Медоева, главу правящей в республике партии "Единство" Зураба Кокойты и нынешнего спикера парламента ЮО, лидера местных коммунистов Станислава Кочиева. Впрочем, формальных оснований для назначения досрочных президентских выборов в сопредельной стране, которую Россия признает независимой, нет, а соблюдение внешнего антуража взаимоотношений старшего партнера и гаранта безопасности с бедным и проблематичным, но гордым соседом важно для российского руководства. Поэтому гипотезу о том, что Москва, возможно, скоро неформально и вежливо предложит президенту Южной Осетии задуматься о досрочном уходе в отставку, пока следует считать скорее продолжением аппаратной войны двух группировок за доступ к финансовым ресурсам.
Игорь Шувалов, напомним, сообщил, что с 1 января 2011 года заработает новая российская программа развития экономики Южной Осетии, направленная уже не столько на восстановление, сколько на развитие собственных экономических возможностей республики.