|
|
N°136, 03 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спектакли на проволоке
В Турине театр вновь соединился с цирком
В столице итальянского Пьемонта Турине только что завершился ставший уже традиционным международный театральный фестиваль A Corte, название которого можно перевести как «придворный». Его особенность в том, что большинство спектаклей показывают под открытым небом в загородных резиденциях королевской Савойской династии. Программа довольно пестрая, попадается откровенная самодеятельность, однако и без интересных спектаклей не обошлось. Специальным гостем фестиваля этого года была Бельгия, но лучшие спектакли приехали из соседней Франции. Открывался фестиваль знаменитыми «Неподвижными странниками» Филиппа Жанти, а закрывался представлениями трех трупп французского «нового цирка». С этим жанром нас в последние годы усердно знакомит Чеховский фестиваль. Смешение цирка и театра уже завоевало в Москве многих поклонников. Уверена, им бы понравилось шоу труппы Les Colporteurs «Звезды».
Группа канатоходцев объединилась в 1996 году ради того, чтобы попробовать средствами своего искусства рассказывать захватывающие истории. Ежесекундный риск потери равновесия (а актеры здесь работают без страховки) придает особое напряжение даже знакомым сюжетам. В репертуаре Les Colporteurs несколько инсценировок, в том числе и прозы Булгакова, например. Посреди цветников пьемонтского Версаля - дворца Винариа Реале - они показали две короткие сценки собственного сочинения. Сначала на причудливой конструкции из труб и проволоки, напоминающей звезду (отсюда и название) разыгрался настоящий бурлеск. Две тетки из публики, решившие запечатлеться на фоне странной раскоряки, неожиданно для себя запутываются в ее хитросплетениях. Желая вырваться, они отмачивают невообразимые коленца, разбрасывая на головы зрителей содержимое своих сумок, которыми отчаянно размахивают, стараясь не свалиться с высоты.
После антракта настроение резко меняется. Мужчина и женщина бродят по разнонаправленным лучам, ищут точки пересечений. Потом встреча, возникающее доверие, когда, взявшись за руки, можно легко скользить в танце по натянутым судьбою струнам. Потом внезапное чувство дисбаланса, тщетные попытки преодолеть наплывающее отчуждение и неизбежное расставание. На вздыбленной верх проволоке простая метафора любви и хрупкости ее гармонии обретает нерв, а грань срыва (и в прямом смысле слова тоже) явлена в столь непосредственных ощущениях, что не требует никаких других театральных эффектов. Любовный дуэт исполнен просто и искренне. Настолько, что, переживая перипетии, выпавшие двум любящим, о риске весьма изощренных и необычных для циркового эквилибра трюков даже не задумываешься. Все-таки цирк способен придать театру новое измерение.
Елена ГРУЕВА, Турин-Москва