|
|
N°136, 03 августа 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В гости к Конфуцию
Российский президент мог бы стать первым зарубежным лидером в китайском храме мудрости
На конец сентября планируется визит российского президента в Китай. Ожидается, что после переговоров с председателем КНР Ху Цзиньтао в Пекине он должен посетить еще два города -- Далянь и Шанхай.
В Даляне президент почтит память китайских и советских воинов -- участников борьбы против японских оккупантов, завершившейся 2 сентября 1945 года капитуляцией Токио, которая поставила точку во второй мировой войне. Далянь, или когда-то Дальний, это бывшая база Российской империи и Советского Союза. На военных кладбищах там упокоены многие тысячи участников Русско-японской войны 1904--1905 годов и молниеносной летней кампании Советской армии лета 1945 года, когда за две недели была разгромлена Квантунская армия Страны восходящего солнца. Россия может по праву гордиться своей ролью в завершении второй мировой на дальневосточном театре военных действий, своим вкладом в подготовку победы китайской Народно-освободительной армии, завершившейся провозглашением 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики.
Иной эмоциональный фон сложился в Шанхае, где с 1 мая продолжается международная выставка ЭКСПО-2010. 28 сентября будет отмечаться день российского павильона, и наш президент должен своим присутствием украсить торжество. К тому времени, наверное, будет окончательно затушевана неприятная история с посещением российского павильона ЭКСПО-2010 китайским председателем Ху Цзиньтао. На выставке он побывал в день открытия и очень удивился использованием в экспозиции виртуального персонажа Незнайки, известного китайским читателям как «маленький невежда». Напомним, что для китайцев Незнайка -- персонаж известный по местным комиксам, но отнюдь не положительный. Так что использование образа этого героя на выставке в Китае было неуместным. После случившегося скандала по этому поводу в павильоне все подчистили и отлакировали. Но осадок, как ни крути, остался.
Дмитрий Медведев может вполне изящно избежать неуместной встречи с тенью скандала. Дело в том, что в тот же день, 28 сентября, в Китае будут отмечать день рождения великого мыслителя Конфуция (551--479 годы до н.э.). Его приоритет знаний и гуманизма лег в основу всей восточноазиатской цивилизации, которая включает помимо самой Поднебесной такие стремительно развивающиеся страны и районы, как Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур, Тайвань, Гонконг и Макао.
В нынешней КНР почитание Конфуция и его учения приобретает характер официальной идеологии, заполняя вакуум от постепенно теряющего популярность китаизированного марксизма. Отреставрированы многочисленные храмы, подвергшиеся погромам хунвейбинов в годы «культурной революции». О жизни великого старца снимаются блокбастеры и телевизионные сериалы. Массовыми тиражами издаются труды самого Конфуция, его учеников и последователей. Студенты и школьники вновь изучают классический язык «вэньянь», на котором писал Совершенномудрый учитель. Он стал брендом щедро финансируемой программы продвижения китайского языка и китайской культуры за пределы Китая. В разных странах мира действует уже около 300 институтов Конфуция, 12 из них -- в России.
Вот почему было бы логично внести изменение в маршрут визита и 28 сентября приехать в городок Цюйфу в провинции Шаньдун. Там, в древнем царстве Лу, родился, трудился и скончался Кун Фу-цзы, известный на Западе как Конфуций. В уютном городке, обнесенном старинной каменной стеной, расположены три китайские святыни, включенные ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, -- храм, дом и лес Конфуция.
Храм был впервые построен на второй год после кончины мудреца, в 478 году до нашей эры. Он стал местом торжественного паломничества почти всех властителей Китая, причем не только китайских династий, но и чужеземных покорителей Поднебесной. Построенный по лекалам императорского дворца, он покрыт золотой черепицей, строго запрещенной не только простолюдинам (черная черепица), но также и знати (зеленая черепица). Размеры главного павильона великих достижений, где происходили церемонии, не уступают основному зданию в пекинском Запретном городе.
Дом Конфуция, некогда скромное жилище бедного советника правителей, странствовавшего по небольшим странам-уделам, за 25 веков прославления и посмертного наделения Совершенномудрого всевозможными титулами и дарами, разросся до 480 помещений разного размера и назначения площадью 160 тыс. кв. м. К периоду жизни мыслителя относят небольшой колодец и стоящую рядом стену, внутри которой были спрятаны драгоценные трактаты Совершенномудрого. Они были обнаружены после того, как закончились гонения на книги мудреца и его последователей, начавшиеся по приказу одного из императоров.
Лес Конфуция -- это самое большое в мире семейное кладбище. Рядом со скромной могилой Совершенномудрого за 2500 лет было похоронено более 100 тыс. его потомков, мужчин, женщин и детей по фамилии Кун. Роща, разросшаяся вокруг могил, насчитывает более 20 тыс. только деревьев, чей возраст превышает 1000 лет. Каменные поминальные стелы соседствуют с изваяниями зверей, охраняющих покой почивших.
Посещение родины Конфуция в день его рождения стало бы сильным ходом Медведева. Предложение Кремля устроить его поездку в Цюйфу наверняка стало бы приятным сюрпризом для китайской стороны, несмотря на некоторые хлопоты, связанные с изменением уже сверстанной программы визита. Посещение мемориального комплекса Конфуция рано или поздно будет включено в программы визитов глав государств и правительств. Будет очень хорошо, если первым в перечне высоких гостей станет написанное золотыми иероглифами имя президента России.
«Конфуцианский акцент» визита помог бы глубже обсудить с Ху Цзиньтао успехи и проблемы ускоренного наращивания Китаем собственного научно-технического потенциала, узнать о китайском опыте привлечения иностранного инновационного капитала, использования знаний «зарубежных китайцев». Поклон Совершенномудрому продемонстрировал бы всему конфуцианскому миру уважение России к основоположнику всех наук и искусств. Не исключено, что это могло бы стимулировать приток инвестиций и инноваций из этого перспективного региона. Кроме того, это ослабило бы появившиеся в последнее время среди китайских политологов опасения отхода Москвы от развития стратегического партнерства с Пекином ради активизации взаимодействия с Западом как источником капиталов и технологий.
Поход России за инновациями требует слома устаревших клише и поиска новых подходов в самых разных областях государственной жизни. Дипломатия не может быть исключением.
Юрий ТАВРОВСКИЙ, политолог