|
|
N°144, 12 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Махачкала ждет парома
Министр транспорта России Сергей Франк в минувшую субботу осмотрел недавно построенные в махачкалинском порту причалы для автомобильных и железнодорожных паромов, а также заложил символическое послание потомкам в строящийся волнолом новой гавани порта. Начальник порта Абусупьян Хархаров сравнил историческую значимость этого события с указом Петра I об основании махачкалинского порта.
Ни автомобильная, ни железнодорожная переправы из Махачкалы через Каспий, правда, пока не работают. Чтобы запустить их, не хватает того же, чего не хватало допетровской России, то есть флота (специализированных паромов).
Визит г-на Франка и других высоких гостей в Махачкалу был приурочен к первым после распада СССР военно-морским российским учениям на Каспии. В их сценарии нашлось место и для автомобильно-паромного терминала. Спецрейс из Астрахани совершил сюда паром «Акварама». Из него под наблюдением министра обороны Сергея Иванова на берег молодецки выскочили два десятка БТР морской пехоты. Г-н Иванов по этому поводу удовлетворенно отметил, что «махачкалинский порт динамично развивается и, как все крупные порты, идет по пути двойного (военного и гражданского. -- Ред.) назначения».
Гражданское назначение автопереправы, как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» замначальника порта по эксплуатации Александр Литвинов, будет реализовано месяца через два. Тогда «Акварама» и еще один паром того же типа «Кристина», курсирующий сейчас между Астраханью, Туркменией и Ираном, начнут заходить еще и в Махачкалу.
Для железнодорожной переправы в Севастополе строят новые паромы. Игорь Захаров, гендиректор судоходной компании «Аншип», заказавшей эти суда, сказал корреспонденту газеты «Время новостей», что рассчитывает получить первый паром в сентябре, еще один -- до конца года и еще четыре -- в следующем году. Работая в ежедневном режиме, эти суда должны перебрасывать между портами Махачкалы, Туркменбаши (Туркмения) и Актау (Казахстан) по 20,5 тыс. вагонов в год. Предполагается, что основными грузами на этих направлениях будут сжиженный газ и отдельные сорта сырой нефти.
Нефть, как сообщил Абусупьян Хархаров, и сегодня составляет 92% грузов, проходящих через махачкалинский порт (сейчас ее перевозят танкерами). После резкого спада в конце 90-х годов порт сейчас снова набирает обороты. Сергей Франк с одобрением отметил, что в 1998 году порт перевалил 83 тыс. т грузов, в прошлом -- 2,9 млн т, а в этом ожидается больше 5 млн т. К 2005 году руководство порта собирается довести этот показатель до 10 млн т в год (т.е. почти столько же, сколько было в лучшие советские времена -- 13 млн т).
В российской зоне Каспия Махачкала не единственный претендент на грузы, доходы и инвестиции в портовое хозяйство. Власти Астраханской области активно лоббируют проект развития расположенного на их территории порта Оля. Сергей Франк заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что бизнес-планы портов Оля и Махачкалы «сбалансированы» и они не будут отбирать хлеб друг у друга. Оля отводится роль контейнерного порта, а Махачкала «была и остается главным нефтеналивным портом на Каспии». Для обеспечения баланса Минтранс притормозил расширение еще одного дагестанского порта -- Лагань.
Между тем модернизация морских ворот Махачкалы одобрена на самом высоком из возможных в России уровне. Пресс-служба порта распространила среди гостей факсимиле резолюции, которую в мае прошлого года Владимир Путин наложил на письмо Госсовета Республики Дагестан: «Касьянову М.М., Грефу Г.О., Франку С.О. Прошу уделить необходимое внимание реконструкции махачкалинского порта... Нужно ускорить».
Михаил КУКУШКИН, Махачкала