|
|
N°144, 12 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иракская демократия растет в Техасе
Противники Саддама Хусейна советуются с Джорджем Бушем
Пока Джордж Буш расслабляется на своем техасском ранчо, в Америку прибыли лидеры иракской оппозиции, жаждущие договориться с Белым Домом об устройстве независимого Ирака после свержения Хусейна. «Мы оптимисты: США сделают что-нибудь, чтобы сменить режим», -- заявил один из прибывших в Вашингтон диссидентов.
Перемена в восприятии американскими лидерами иракской оппозиции поразительна: до последнего времени ее считали слабой, постоянно конфликтующей, не пользующейся широкой поддержкой в Ираке. Но сегодня администрации приходится отвечать на вопрос критиков: «Что делать с Ираком после свержения Хусейна?». Крайне воинственная риторика о неизбежности военного удара по Ираку сменилась демонстративной осторожностью. Приезд иракских оппозиционеров в Вашингтон на встречу с высокопоставленными чиновниками можно расценивать как пиаровский ход Белого Дома, желающего продемонстрировать скептикам глубину и взвешенность подхода к иракской проблеме.
Даже на отдыхе президент и вице-президент США не в состоянии позабыть о Багдаде. Оторвавшись от игры в гольф, Буш сказал, что «не имеет разработанной хронограммы» атаки на Ирак: «Однажды я назвал их осью зла. Я буду называть их врагами, пока не будет доказано обратное». Прибывшие в США диссиденты стремятся представить себя в качестве приемлемой для американцев альтернативы режиму Хусейна. Среди шестерки оппозиционных организаций -- «Иракский национальный конгресс» (получил одобренную конгрессом США финансовую помощь в размере 97 млн долл.), «Иракское национальное согласие» (фаворит ЦРУ, участник попытки переворота в 1996 году), две курдские партии (лидер Патриотического союза Курдистана Джаляль Талабани говорил ранее, что не будет «слепо» поддерживать любые действия против Саддама), движения монархистов и мусульман-шиитов. До сего времени эти группы откровенно враждовали. Сегодня открыто признают, что мало могут сделать без помощи из-за рубежа.
Различные силы внутри администрации придают свои оттенки диалогу с диссидентами. Госсекретарь Колин Пауэлл заскочил к иракским оппозиционерам лишь на мгновение (ранее он их вообще игнорировал). Его считают сторонником крупномасштабной операции в Ираке. Больше общался с ними министр обороны Дональд Рамсфелд -- он удовлетворен молниеносным афганским сценарием, о чем и сообщил после встречи, нарисовав благостную картину будущего: «Ну не замечательно было бы, если бы Ирак стал похож на Афганистан? Плохое правительство будет свергнуто, людей освободят, заново начнет поступать еда, откроются границы, репрессии прекратятся, тюрьмы откроются». Вице-президент Дик Чейни от непосредственного контакта воздержался -- не прерывая отдыха в Вайоминге, он провел с диссидентами получасовую видеоконференцию, в ходе которой расспросил о моральном настрое иракцев и их возможной реакции на американскую военную акцию. «В Ираке не осталось никого, кто верит Хусейну. Есть только страх перед аппаратом террора. Армия, республиканская гвардия и иракский народ готовы выступить против Саддама», -- заверил Шариф бен Али аль Хусейн, представляющий «Движение конституционной монархии». Иракская пресса со своей стороны называет этих оппозиционеров «кликой преступников», аутсайдерами, жаждущими личной власти.
О политической роли диссидентской шестерки в новом Ираке на первой встрече в Вашингтоне речи не шло. Общение носило показательный характер, конкретика -- финансирование и помощь -- осталась за кадром. Обсуждались обстановка в Ираке, необходимость сохранения территориальной целостности страны и демократических принципов нового руководства. Последнее может служить косвенным признаком того, что Вашингтон более не заинтересован в дворцовом перевороте в Багдаде. США ждут от диссидентов доказательств их способности к взаимодействию. Те обещают, что в течение нескольких месяцев проведут где-нибудь в Европе более представительный оппозиционный форум.
Однако разрекламированная встреча с диссидентами и многочисленные «утечки» в СМИ военных планов в отношении Ирака могут быть дымовой завесой истинных намерений набирающихся сил отпускников. На этой неделе Рамсфелд и Райс встречаются с Бушем на ранчо для обсуждения иракской кампании, которая может начаться уже в ноябре. Решительность после 11 сентября уже повысила популярность президента Буша. Возможность добиться успеха в Ираке сулит сделать его рейтинг поистине заоблачным.
Андрей ЗЛОБИН