|
|
N°131, 27 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Испытание идеалом
Завершились гастроли Михайловского театра в Лондоне
Английская столица проводила петербургскую труппу пятеркой, поставленной «Лебединому озеру» обозревателем Sunday Express. Это не журналист затормозил, это программа тура была закольцована -- «Лебединым» она началась, «Лебединым» и завершилась. Для ударного финала на главную роль была приглашена звезда Английского королевского балета Тамара Рохо -- и пришлась весьма кстати в этом балете, где пригодились и несомненная классическая выучка испанки, и ее способности к драматической игре. Но для большей части британских критиков финал гастролей наступил чуть раньше -- когда танцевали никогда прежде не виденную в Лондоне «Лауренсию».
Балет, который впервые был поставлен Вахтангом Чабукиани в 1939 году, ждали в английской столице с нетерпением и некоторым недоверием. Для местного театра имели огромное значение первые послевоенные гастроли Большого с драмбалетным репертуаром; нынешние священные классики Великобритании смотрели те спектакли мальчишками из кулис. И советский драмбалет на долгие годы стал образцом -- ему поклонялись, с ним боролись, самые смелые над ним смеялись, но воспоминание о том, что вот такой балет был и он был велик, осталось. Собственно, с тех пор любую русскую труппу, приезжающую в Лондон, с Большим тех времен сравнивают. И вот везут «Лауренсию», продукцию прямо из тех легендарных 30--40-х; англичане шли убедиться, что сахар их балетного детства по-прежнему сладок.
И Михайловский театр выдержал это испытание, самое сложное из всех возможных, -- испытание сравнением с давно исчезнувшим идеалом. Daily Telegraph, Guardian, Times поставили «Лауренсии» твердые четверки. Telegraph сообщила, что спектакль -- «абсолютный победитель» (по сравнению с «Лебединым» и «Жизелью», также оцененными высоко) и что Михайловский театр «приберег лучшее напоследок». Times назвала финал «фантастическим» и, предупредив, что английская публика не может относиться так же серьезно к революционному пафосу представления, как публика советских лет, тем не менее признала, что «красочная и звучная, с элементами мелодрамы победа над злом заставляет закипеть и нашу кровь».
Спектакль, впервые показанный в Петербурге за месяц до гастролей, сохранил тот пыл, которым поразил на премьере (удалые свадебные танцы, потрясающий монолог главной героини, призывающей односельчан к восстанию против тирана, впечатляющий и страшный танец женщин, отправляющихся сносить замок распоясавшегося господина), и приобрел большую аккуратность в тех сценах, где пейзане все еще пейзане, а не восставший народ. То есть, выпустив премьеру, руководимая Михаилом Мессерером труппа не успокаивалась, а продолжала работать, работать и работать, ежедневно улучшая качество спектакля. Кажется, в России это уникальный случай, обычно после премьеры качество идет на спад. Надолго ли хватит Михайловского театра, сможет ли он и дальше работать по европейским, а не отечественным стандартам -- посмотрим. Следующая премьера уже объявлена -- в начале осени выпускают «Сенсориум», в России впервые работает восходящая звезда английской хореографии Алистер Мариотт.
Анна ГОРДЕЕВА