|
|
N°129, 23 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Русскоязычный электорат не осознает последствий этого законопроекта»
О спорах вокруг нового законопроекта «Времени новостей» рассказал 56-летний раввин Михаэль МЕЛЬХИОР, возглавляющий религиозно-сионистское движение МЕЙМАД ("Еврейское государство -- демократическое государство"). В 1999-м он занимал пост министра без портфеля, ответственного за связи с диаспорой. В правительстве, сформированном Ариэлем Шароном после победы на выборах в феврале 2001 года, Мельхиор занял пост заместителя министра иностранных дел. Будучи депутатом кнессета, он инициировал законопроект об облегчении процедуры прохождения гиюра, который стал основой для нынешней законодательной инициативы партии «Наш дом -- Израиль».
-- Вы уже не являетесь членом кнессета, однако вас можно назвать одним из творцов нынешнего законопроекта. В чем его суть?
-- В кнессете предыдущего созыва я предлагал передать полномочия проведения гиюра муниципальным раввинам. Однако в тот раз мой законопроект провалился. Ни коалиция, ни, что самое удивительное, оппозиция из-за своих узких политических интересов его не поддержали. Я сказал тогда, что сионистские партии Израиля тем самым отказались от идеи сионизма.
-- Слова «сионизм» и «гиюр» для вас синонимы?
-- Необходимо понять суть проблемы. В последние годы в Израиль согласно закону о возвращении (репатриироваться имеют право дети и внуки евреев. -- Ред.) прибыло более трехсот тысяч человек, которые не являются евреями по Галахе. Они полноценные граждане страны и имеют те же обязанности: служат в армии, платят налоги. Однако в том, что касается национальной еврейской идентичности для официальных властей они ничто. Их не признают как евреев, несмотря на то, что Израиль для них -- родина, а иврит -- родной язык. Если бы у нас были условия для нормального прохождения гиюра, я уверен -- они бы захотели его пройти.
-- Что значит «нормальное прохождение»? Ведь и сегодня в Израиле желающие пройти гиюр могут это сделать...
-- Могут. Но в ходе процесса у них могут отбить всякое желание это делать.
Давайте обратимся к истории. После второй мировой войны, когда был создан Израиль, сюда приехало много людей, переживших холокост. Было много приемных детей, вообще было очень много иммигрантов. Все они прошли ортодоксальный гиюр. Эта была политика государства. Однако со временем представители крайне консервативных кругов в ортодоксальном иудаизме пришли к выводу, что они в принципе выступают против гиюра как такового. Сразу оговорюсь, что с точки зрения еврейских религиозных кругов это вполне легитимная позиция. Вопрос -- хорошо ли это для Израиля и всей идеи сионизма. Ныне крайне консервативно настроенная группа ультраортодоксальных раввинов практически наглухо закрыла дверь для тех людей, которые желают стать евреями. Доходит до того, что институт раввинатского суда отказывается уважать ранее признанные им же гиюры. А это уже полный абсурд...
-- И эту ситуацию был призван исправить законопроект депутата кнессета от партии «Наш дом -- Израиль» Давида Ротема. Почему же такие горячие споры вокруг него разгорелись в парламенте, правительстве и еврейском агентстве «Сохнут»?
-- Партия «Наш дом -- Израиль» опирается в основном на русскоязычный электорат, немалая часть которого не являются евреями по Галахе. Поэтому вполне естественно, что глава партии Авигдор Либерман попытался перед выборами решить проблему прохождения гиюров. Однако ультраортодоксальным политическим кругам удалось внести в его текст множество поправок, которые делают этот законопроект еще хуже, чем та ситуация, которая существует сейчас. Например, городской раввин не сможет самостоятельно принимать решение в вопросе прохождения гиюров, он должен будет обсуждать это с двумя судьями раввинатского суда. Кроме этого в законопроекте появилось требование к тем, кто прошел гиюр, продолжать вести религиозный образ жизни -- в противном случае он будет отменен. То есть религиозное постановление теперь распространяется и на гражданское законодательство!
Все эти поправки -- умело расставленная ловушка, в которую попали Либерман и его партия. Однако они продолжают его поддерживать, чтобы показать, что они делают что-то в области гиюров и гражданских прав. На самом деле этот законопроект в его нынешнем виде никак не облегчает жизнь тем неевреям по Галахе, которые хотели бы пройти гиюр.
-- Почему еврейские общины на Западе, особенно в США, выступают резко против этого законопроекта?
-- Я не думаю, что евреев Европы и Америки так волнует судьба тех израильтян, кто желает, но не может пройти гиюр. Их больше волнует монополия ультраортодоксов в этом вопросе. А последнее, что нужно сейчас израильскому премьеру Биньямину Нетаньяху, который и так в последнее время страдает от снижения легитимности Израиля в мире, -- это недовольство еврейской общины США, которая в основной своей массе сегодня не принадлежит к ортодоксальному течению.
-- Вы не боитесь, что, пока будут идти споры о законопроекте прохождения гиюра, израильское общество расколется?
-- Раскол уже существует. Он настолько глубок, что людей просто не волнует, чем живет вторая половина. Русскоязычный электорат, кажется, не осознает до конца, какие последствия могут быть у этого законопроекта. А всех остальных это вообще мало интересует. Если так все пойдет и дальше, в Израиле появится огромная и абсолютно автономная группа людей, которая будет выполнять все свои гражданские обязанности, но которая не будет ощущать себя частью еврейского народа просто потому, что ей не дают этого делать.
Беседовал Дмитрий ДУБОВ, Тель-Авив