|
|
N°128, 22 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомная битва
Чешские политики не хотят отдавать «контракт века» России
Чешская АЭС «Темелин» начала переход на ядерное топливо российского производства. К концу сентября должен полностью завершиться процесс замены топлива в первом блоке станции. Будущей весной дойдет очередь до второго блока, который пока продолжает работать на топливе американской фирмы «Вестингауз».
Страсти вокруг «Темелина» бушуют уже почти четверть века. Строительство станции, начавшееся в 1987 году на юге страны, вызвало недовольство в соседней Австрии -- тамошние экологи в знак протеста несколько раз блокировали границу с Чехией. Сегодня внимание к «Темелину» связано с тендером на строительство двух новых блоков станции. Кроме «Темелина», победитель тендера получит контракт на строительство двух блоков другой чешской АЭС «Дукованы» и одного блока словацкой «Ясловске Богунице». Заказ общей стоимостью около 20 млрд евро -- самый крупный в истории Чехии и один из крупнейших в Европе. Претендентов трое: «Вестингауз», французская «Арева» и консорциум в составе российских «Атомстройэкспорта», ОКБ «Гидропресс» и чешской «Шкода-ЯМ».
До недавнего времени российско-чешская заявка считалась наиболее весомой. Во-первых, предлагаемая Россией технология реакторов типа ВВЭР давно и с успехом применяется не только на чешских, но и на целом ряде других европейских АЭС. Во-вторых, участие в проекте чешской стороны обеспечило бы местным компаниям до 70% всех заказов. «Кто, если не чешская фирма, должен достраивать «Темелин»? -- риторически спрашивал в конце прошлого года генеральный директор «Шкоды-ЯМ» Мирослав Фиала. Предполагается, что в случае поражения консорциума «Шкода» могла бы участвовать в проекте самостоятельно в качестве субподрядчика. Россия также предлагает построить в Чехии завод по производству ядерного топлива, который поставлял бы свою продукцию как чешским, так и другим европейским АЭС.
Шансы Москвы выглядели еще более весомыми в свете того, что в 2006 году российская компания ТВЭЛ выиграла тендер на поставку топлива для «Темелина» в течение следующих десяти лет. А после того как президент Чехии Вацлав Клаус на встрече в Москве с российским лидером Дмитрием Медведевым в октябре прошлого года поддержал российскую заявку, участие «Атомстройэкспорта» в контракте казалось делом едва ли не решенным.
Впрочем, не дремали и конкуренты. Интересы «Вестингауз» лоббировали влиятельные чиновники администрации Барака Обамы. Говорилось и о том, что в обмен за позитивное решение по «Темелину» американская «Эксон Мобил» может уступить Праге часть своего пакета акций Трансальпийского нефтепровода (по этой трубе нефть из итальянского порта Триест поступает в глубь континента).
Квалификационный этап тендера завершился в феврале этого года, однако новости по «Темелину» появились лишь после майских парламентских выборов в Чехии и поражения Партии зеленых, выступавшей против достройки АЭС. Уже 31 мая заказчик работ чешский энергогигант ЧЭЗ вынес на суд общественности заключение о влиянии проекта на окружающую среду, основной документ, необходимый для получения разрешений на достройку станции.
Приход к власти в стране правоцентристского правительства во главе с Гражданской демократической партией (ГДП) внес изменения и в расклад сил среди потенциальных участников проекта. Ключевые члены кабинета Петра Нечаса выступают против допуска русских к достройке «Темелина», объясняя это соображениями энергетической безопасности. Дело в том, что «Шкода-ЯМ» с 2004 года принадлежит российской компании ОМЗ, владельцем которой ныне является «Газпромбанк». «Если фирма, которой поручат выполнять этот стратегический заказ, принадлежит государству, то это должен быть наш союзник», -- недвусмысленно заявлял ранее главный идеолог ГДП, ныне министр обороны Александр Вондра. Схожую позицию занимает глава МИДа и лидер правительственной партии ТОП-09 Карел Шварценберг, отдающий предпочтение «европейскому варианту»: «У французского участника тендера больше всего опыта, да и с политической точки зрения выгоднее, если поставщик будет из ЕС».
Специалисты избегают политических деклараций. «Тендер должен проходить в соответствии с законодательством, предполагающим, что выбор генподрядчика не может быть обусловлен геополитическими соображениями. Все участники должны находиться в равных условиях», -- подчеркивал прошлой осенью один из руководителей ЧЭЗ Вацлав Главинка.
«Я не боюсь России и не разделяю опасений по поводу того, что нас проглотит «Газпром» или кто-то еще, -- сказал «Времени новостей» председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности верхней палаты чешского парламента, в прошлом известный диссидент Иржи Динстбир. -- Капитал сегодня приобрел глобальный характер. Российские фирмы с успехом работают не только в Чехии, но и в тех же США. При рассмотрении заявок претендентов надо ориентироваться не на местонахождение фирмы, а на наиболее выгодные предложения с точки зрения цены и технологий. Лично я считаю, что лучшие атомные станции -- французские, безопасность и надежность которых проверена десятилетиями. Важно, чтобы все предложения оценивали объективно и не было поводов говорить о коррупции, которая в Чехии весьма распространена».
Недавно Чехию посетила американская делегация во главе с заместителем министра торговли Франсиско Санчесом, обсуждавшая вопросы достройки АЭС. Замминистра сообщил, что прилетел в Прагу по прямому указанию президента Обамы, который уделяет «Темелину» повышенное внимание. Осенью участники тендера должны представить свои детализированные предложения, обладатель «контракта века» определится весной 2012 года.
Виктор ПРУСАКОВ, Прага