Еще мы делаем макеты...
На аэрокосмическом салоне «Фарнборо-2010» в Великобритании свои экспонаты представляет около 1350 участников из 52 стран. В статической экспозиции на открытых площадках демонстрируется более 50 образцов авиационной техники различных стран мира. Общий стенд в российском павильоне организован государственной корпорацией «Ростехнологии». 27 из 59 российских организаций показывают продукцию военного назначения -- всего 250 экспонатов. Среди участников -- ФГУП «Рособоронэкспорт», компания «Сухой», РСК «МиГ», ОАО «Ил», ГНПП «Базальт», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Уральский оптико-механический завод, «Оборонпром».
Информация о российском оружии, как это вошло в традицию последних лет, выдается лишь в виде моделей, макетов, плакатов, проспектов, видеофильмов, а не натурных образцов. Это сведения об истребителях Су-35 и МиГ-35, боевых вертолетах Ка-52, Ми-35М, многоцелевом вертолете К-60, военно-транспортном вертолете Ми-171Ш, тяжелом транспортном вертолете Ми-26, а также о бортовом оборудовании, радиоэлектронных системах, авиационных двигателях, авиационном вооружении.
Главная звезда российской военной экспозиции -- многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35. Он создан с использованием технологий пятого поколения, имеет новый двигатель с изменяемым вектором тяги, повышенные мощность и ресурс. У него совершенная информационно-управляющая система, РЛС с электронно-механическим сканированием, новое навигационное и радиосвязное оборудование, высокоэффективный комплекс радиоэлектронного противодействия, современные средства поражения, новейшая радиолокационная станция «Жук-АЭ» с активной фазированной антенной решеткой. Двухместная модификация -- МиГ-35Д -- также на выставке. Оба этих самолета участвуют в крупном тендере на поставку истребителей для ВВС Индии.
На «Фарнборо-2010» «Рособоронэкспорт» представил и большой выбор вертолетной техники. Она в структуре экспорта занимает около 10% от общего объема заказов. Большим спросом пользуется тяжелый транспортный Ми-26Т и его новая модификация Ми-26Т2. Сегодня это самый грузоподъемный вертолет в мире, он сопоставим с американским транспортным самолетом С-130 «Геркулес» -- способен перевозить технику и грузы до 20 тонн, до 82 человек на сиденьях или до 60 больных и раненых на носилках.
Среди других российских военных экспонатов -- новый учебно-боевой самолет Як-130, фронтовой бомбардировщик Су-32 (экспортный вариант серийного Су-34), модернизированный фронтовой истребитель МиГ-29СТМ, истребитель Су-30МК, различные модификации которого успешно эксплуатируются в Индии, Китае, Малайзии, Венесуэле. А вот истребителя пятого поколения на «Фарнборо» в этом году не будет. Эту машину планируют показать на одном из международных авиасалонов лет через пять-шесть, когда начнутся его серийные поставки в российские ВВС. А на МАКСе его собираются показать уже в 2011 году.
"Рособоронэкспорт" представляет на "Фарнборо-2010" также многоцелевой патрульный самолет Ил-114П, самолет заправщик Ил-78МК и военно-транспортный Ил-76МД-90, на котором установлен новый цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Объем заказов «Рособоронэкспорта» превысил 38 млрд долл., больше половины поставок российской продукции военного назначения приходится именно на долю авиатехники и вооружения к ней. Спрос, несмотря на серьезную конкуренцию, ежегодно растет.
Но главная задача участия российского авиапрома в лондонском авиашоу -- продвижение среднемагистрального пассажирского лайнера Sukhoi Superjet 100
(см. "Время новостей" от 20 июля). В Лондон прилетел четвертый летный опытный образец -- бортовой номер 95005.
На "Фарнборо-2010" Sukhoi Superjet 100 демонстрируется в полной комплектации -- с салоном, кухней, санузлом. Планируются его ежедневные полеты в течение трех бизнес-дней выставки. Глава компаний «Сухой» и «МиГ» Михаил Погосян считает, что демонстрационные полеты в Лондоне позволят авиационному сообществу в очередной раз убедиться, что произведенный в России самолет отвечает стандартам мирового рынка, а заказчикам -- обрести уверенность в потенциале компании успешно реализовать проект.
Уже состоялся показ полноразмерного макета кабины и салона другой новинки -- среднемагистрального МС-21.
Очень широко в этот раз представлена продукция космической отрасли. На авиасалоне присутствуют семь ведущих предприятий, подведомственных «Роскосмосу», в том числе РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО им. С.А. Лавочкина, самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Информационные спутниковые системы». На едином стенде показаны российские проекты в области пилотируемой космонавтики, средств выведения и космических аппаратов научного назначения. Информация представлена опять же в макетах: межпланетная станция «Фобос-грунт», разгонный блок «Фрегат», гидрометеорологический КА «Электро-Л», унифицированная орбитальная микроплатформа «Карат», астрофизические обсерватории «Спектр-Р» и «Спектр-УФ», впервые макет международной рентгеновской астрофизической обсерватории «Спектр-РГ», а также ракета-носитель «Союз-1» и модифицированный тропический вариант «Союз-СТ», который будут запускать с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Посетители смогут увидеть и макеты космических аппаратов «Бион-М», на которых в космос отправляются образцы земной флоры и фауны, спутник дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК1». На стенде «ЦСКБ-Прогресс» экспонируются снимки из космоса, сделанные этим космическим аппаратом.
Вообще «Фарнборо-2010», как ожидается, принесет России только гражданские контракты. Хотя и с ними, что называется, не очень хорошо. На салон не приехали руководители крупных компаний-авиаперевозчиков. Airbus не планирует контрактов с российскими компаниями, заявил представитель концерна. То же говорят и специалисты Bombardier.
Компания Boeing впервые представляет новейший пассажирский лайнер Boeing 787 Dreamliner. Но главным элементом экспозиции Boeing на авиасалоне станут беспилотные системы -- их здесь более десяти. В демонстрационных полетах Boeing показывает возможности перспективного многоцелевого истребителя F/A-18E/F Super Hornet, а также платформы дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения Peace Eagle на базе 737, разработанной по заказу ВВС Турции. Последняя впервые демонстрируется на авиасалоне. На салоне дебютирует истребитель JF-17 Thunder совместной пакистано-китайской разработки.
Что почемНа авиасалоне "Ле-Бурже" (Франция) экспоненты платят 238 евро за квадратный метр в павильоне и 132 евро за квадратный метр на открытой площадке, на «Фарнборо» -- 489 и 139 евро соответственно. Для сравнения: экспоненты крупнейшего российского салона вооружений МАКС-2009 заплатили 260 евро за квадратный метр в павильоне и 120 на открытой площадке.