|
|
N°126, 20 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лес рубят, иски летят
Движение в защиту Химкинского леса готовится к судам и строит баррикады
Противостояние экологов из Химок, выступающих против начала строительства новой скоростной платной магистрали Москва -- Санкт-Петербург, с подрядными организациями, начавшими в конце прошлой недели рубить лес, и федеральными властями, выступающими заказчиками трассы, вступило в фазу юридических споров.
Активисты из Движения в защиту Химкинского леса вот уже пять дней пытаются доказать, что вырубка первых двух гектаров леса осуществлялась незаконно, и ждут от подрядчика порубочных билетов, которые «лесорубы» обещали принести вчера. Однако предоставлять разрешительные документы подрядная организация «Спецстройинжиниринг» не спешит и, вполне возможно, рассчитывает на помощь чиновников, которые уже выступили с заявлениями, защищающими всех, кто так или иначе связан со строительством платной магистрали.
Как сообщил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из защитников леса, координатор Союза экологических общественных организаций Москвы Андрей Маргулев, вчера защитники природы ждали представителей подрядной организации, обещавших принести порубочные билеты. «Но нам позвонили и сказали, что билеты не принесут. После того как нам отказали, мы вызвали милицию и хотим, чтобы факт вырубки деревьев 15 июля был признан незаконным», -- заявил эколог.
Напомним, что рубка Химкинского леса, сквозь который должен пройти отрезок скоростной трассы Москва -- Санкт-Петербург, призванной разгрузить северную часть столицы и являющейся, пожалуй, главным дорожным проектом Министерства транспорта РФ, началась на прошлой неделе. В ночь на 15 июля несколько десятков азиатов-гастарбайтеров вырубили около 2 га леса, однако продолжить работы не смогли, поскольку уже утром были остановлены «зелеными». Все последующие дни лесозащитники провели в общении с анонимными представителями подрядных организаций и охранников, которые, по словам лидера Движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой, пытались выдавить экологов с охраняемой ими территории.
16 июля противостояние «зеленых» и неизвестных представителей застройщиков накалилось до предела -- один из не представившихся наблюдателей, активно снимавший активистов на камеру, крайне нервно отреагировал на попытку г-жи Чириковой запечатлеть его лицо на фотокамеру и попытался переехать лесозащитницу на автомобиле. После этого экологи решили укреплять оборону. «Мы притащили бревна и соорудили что-то вроде противотанковых ежей», -- рассказал Андрей Маргулев.
Помогут ли новые оборонительные редуты отсрочить строительство трассы, пока неясно, но чиновники, отвечающие за реализацию этого амбициозного проекта, настроены решительно и на компромиссы, судя по всему, идти не хотят. Практически в то же время, когда г-жа Чирикова уворачивалась от автомобиля недоброжелателя, чиновники «Росавтодора» выпустили заявление, в котором утверждали, что все работы по вырубке леса осуществлялись в соответствии с российским законодательством. «С введением в действие Лесного кодекса России 1 января 2007 года для ведения рубки древесных насаждений выдача порубочных билетов не требуется. Рубка лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, осуществляется на основании лесных деклараций (ст. 25 Лесного кодекса), а для рубки насаждений, расположенных на землях промышленности и иного специального назначения, данная лесная декларация не оформляется», -- отмечалось в сообщении «Росавтодора».
«В «Росавтодоре» просто не знают законов», -- утверждал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Андрей Маргулев. По словам эколога, Лесной кодекс действительно не предусматривает порубочных документов, но поскольку согласно ст. 98 ЛК контроль за защитой и использованием лесов осуществляется и на муниципальном уровне, местные власти вправе издавать дополнительные распоряжения, регламентирующие правила вырубки лесных насаждений. «И в Химках есть распоряжение, принятое главой администрации города, где говорится, что рубка деревьев в лесах осуществляется только при наличии порубочных билетов. Территория же Химкинского леса, как известно, входит в состав городского округа Химок», -- разъяснил свою позицию г-н Маргулев.
По мнению адвоката московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Максима Столярова, несмотря на то, что ссылки на положения Лесного кодекса чиновниками из «Росавтодора» вполне правомерны, подрядные организации, вырубавшие лес на минувшей неделе, все равно действовали с нарушением законодательства. По словам адвоката, в России помимо Лесного кодекса, вступившего в силу в 2007 году, существуют правила использования лесов под строительство, утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии. «В правилах указано, что на лесных участках, предоставленных в аренду в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, в число которых входят и дороги, рубка лесных насаждений должна осуществляться согласно проекту освоения лесов», -- процитировал документ корреспонденту «Времени новостей» г-н Столяров. Согласно тем же правилам исключается рубка деревьев, находящихся за пределами выделенного по проекту участка. «Участок должен быть огорожен забором, должен быть повешен щит, на котором было бы написано, кто заказчик, кто подрядчик, куда обращаться, телефоны, адреса. Если порубка происходила стихийно, без документации, без ответственных лиц, без всяческих обозначений, то она может быть признанна незаконной», -- считает адвокат.
Вячеслав КОЗЛОВ