|
|
N°125, 19 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На теплоходе музыка играла
Дубнинский фестиваль «Музэнерго» пошел по воде
За два часа экспресс-электричка переносит вас из плавящейся Москвы в водно-сосновый рай. Это не галлюцинация, это город Дубна, единственный в Московской области город на реке Волге и один из главных наукоградов. Дубна -- это Сколково пятьдесят лет назад, только вместо «нано» -- «атом», вместо «инноваций» -- «наука». Те «олдовые» наукограды сейчас прекрасные места: с работой там, как правило, не очень, поэтому люди живут не сильно уставшие и не слишком развращенные деньгами. У платформы Дубна дребезжащее такси (водитель в ожидании пассажиров читал сборник стихов Булата Окуджавы) за полтинник соглашается отвезти на Молодежную поляну, где проходит фестиваль «Музэнерго».
«Музэнерго» появился всего года два назад на почти чистом энтузиазме: несколько местных решили, что в городе не хватает фестиваля интересной умной музыки: этники, джаза и смежных жанров. На звезд денег никогда не было и, надеюсь, не будет, потому что фишка фестиваля -- как раз поиск и отбор музыкантов необычных, но ярких. Такой подход: не навязывать и не расхваливать, не совать в духе московского шоу-бизнеса в нос списки вымышленных достижений, в которые сами пиарщики не верят. Нет. Просто: группа такая-то, из такой-то страны, стиль/жанр в границах таких-то. Приходите -- увидите. Вот, например, был на фестивале участник по имени Лео Абрахамс. Играл какой-то не то нойз, не то авангард, в общем, было что послушать. Оценили -- зауважали. Только потом выяснилось, что он штатный гитарист Брайана Ферри и человек, сделавший второй сольный альбом Бретта Андерсона. То есть вполне себе британский поп-истеблишмент. Приехал оторваться от истеблишмента своего. Тоже мотивация.
Практика показала, что в Дубне культурные мероприятия организовывать проще и логичнее, чем в Москве, и дело даже не в деньгах: финансирование -- головная боль любого музыкального мероприятия, но в столице, как я понял, слишком все заорганизовано и кругом свои, в областном наукограде с этим проще. «Музэнерго» раньше проводился зимой и летом, теперь -- каждый сезон. Таким образом, прошедший в выходные фест уже девятый. Участвовали харьковчане Acoustic Quartet, эстонцы Xpress Quartet, москвичи Sangam Project и израильтяне, квартет гитариста Асафа Кехати. Стилистический разброс -- от джаз-рока до этники. Закрыли фестиваль ветераны московской кельтской сцены Art Ceilidh (читается «Арт Кейли»). «Кельтам» повезло больше всех: их поставили последними в программу, часов в девять вечера, когда жара, конечно, не спала, но солнце уже не палило. Группа (основные силы которой аккордеонист и вокалист Михаил Смирнов и прославленный мастер этнических духовых Сергей Клевенский) начала с более или менее традиционного, но к середине разогналась до настоящего кельтского рока. Публика устроила пляски -- в клубах пыли и лучах гаснущего солнца. Остальные группы, впрочем, несмотря на жару, тоже получили свою порцию восторгов.
Новинка этого года -- теплоход с джазом. Ну как теплоход -- обычный туристической кораблик двухпалубный, каких десятки по Москве-реке ходят. Тем не менее на таком судне можно устроить джем-сейшн десятка музыкантов и слушать это будут полторы сотни человек. Замечательная идея: полночное «хождение» по Волге-реке под аккомпанемент молодых профессионалов, зараженных соревновательным духом. Особенно хорошо «срослись» трубач Дмитрий Бондарев и пианист Ефим Чупахин (Acoustic Quartet) с гитаристом Асафом Кехати и барабанщиком Леонидом Гусевым (Art Ceilidh). Играли, конечно, стандарты (что еще играть на джеме людям, которые впервые на одной сцене?), но растягивая их до бесконечности, безуспешно пытаясь сбить друг друга с толку неожиданными поворотами и веселым хулиганством.
Александр БЕЛЯЕВ, Дубна -- Москва