|
|
N°121, 13 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кредитная заявка в виде пробки
Экологи из Химок считают, что коллапс на Ленинградском шоссе спланировали федеральные чиновники
Поиски виновного в том, что с конца июня Ленинградское шоссе сразу за границами Московской кольцевой автодороги стало практически непроездным, продолжаются. Вчера представители Движения в защиту Химкинского леса и Федерации автовладельцев России (ФАР) подали обращение в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой разобраться в причинах возникновения беспрецедентного по своим последствиям происшествия на федеральной трассе, соединяющей два самых крупных города страны. В своем обращении на имя генпрокурора Юрия Чайки автомобилисты и независимые экологи выражают сомнение в том, что коллапс случился из-за непродуманных действий ремонтных служб Москвы. По мнению жалобщиков, блокада целых микрорайонов и одного из ведущих аэропортов российской столицы была сознательно организована теми, кто захотел, пользуясь наглядным примером, убедить представителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в необходимости выделения кредитов на строительство альтернативной трассы Москва -- Санкт-Петербург.
Напомним, что проходящий над Октябрьской железной дорогой путепровод, расположенный на 24 км Ленинградского шоссе, превратился в узкое «бутылочное горло» 26 июня. Для осуществления ремонтных работ представители московских инженерных служб, отвечающих за эксплуатацию дороги, скоропалительно сузили проезжую часть с шести до двух полос -- по одной в каждую сторону. Съезды с МКАД в сторону Химок были закрыты. Огромные пробки, в которые попали несколько десятков тысяч человек, растянулись в итоге не только в пространстве, но и во времени. Почти неделю -- с 26 июня по 2 июля -- движение по Ленинградского шоссе было полностью парализовано. Решить проблему по традиции смогли только тогда, когда в ситуацию вмешался лично премьер Владимир Путин, который дал поручение своему вице-премьеру Сергею Иванову разобраться в причинах появления затора на Ленинградке. После этого, как утверждают в столичном департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы, на аварийном путепроводе были проведены экстренные работы, позволившие обеспечить безопасное движение, а проезд по мосту вновь расширили.
По мнению представителей общественных организаций, написавших обращение в прокуратуру, в истории с «немотивированным началом» ремонта путепровода очень много «неувязочек». По мнению лидеров ФАР и Движения в защиту Химкинского леса Сергея Канаева и Евгении Чириковой, завершение «блокады Ленинградки» выглядело так же странно, как и ее начало. «Если путепровод действительно находился в аварийном состоянии, то непонятно, почему ограничения на движение были сняты 2 июля, хотя никакого ремонта на тот момент не было и не могло быть выполнено», -- пишут они в своем обращении. Если же состояние путепровода не требовало столь экстренных мер реагирования, вопрошают общественники, то «возникает вопрос об истинных мотивах принятия решения о перекрытии движения, которое повлекло столь серьезный ущерб».
Сами лидеры организаций автомобилистов и экологов уверены, что появление беспрецедентной пробки на Ленинградском, Дмитровском, Пятницком, Волоколамском и Новорижском шоссе -- хорошо спланированная акция. По словам г-жи Чириковой, в тот момент, когда эти ведущие в столицу трассы были практически парализованы, в Москве находилась делегация совета директоров ЕБРР. «Федеральные власти очень рассчитывают на кредиты "европейцев" -- их деньги помогли бы построить платную альтернативу старой Ленинградке. Придумав этот ремонт, они показали, что Москве просто необходима новая дорога, строительство которой не терпит промедлений, поскольку вскоре один из главных въездов и выездов из Москвы может встать окончательно», -- отметила в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Евгения Чирикова.
Однако представители ЕБРР, судя по всему, пытаются оценить возможные риски -- как репутационные, так и финансовые. 1 июля совет директоров ЕБРР провел встречу с российскими общественными организациями, которые выступают против строительства «альтернативной Ленинградки». Как рассказала г-жа Чирикова, присутствовавшая на этой встрече директор российского представительства Transparensy International-R Елена Панфилова передала финансистам заключение собственной экспертизы ее организации, в котором было указано, что «в проекте дублера Ленинградского шоссе найдена коррупционная составляющая».
В подтверждение своих слов о том, что пробка была спланированной акцией, лидер Движения в защиту Химкинского леса вспоминает слова вице-премьера Сергея Иванова, который, отчитываясь перед Владимиром Путиным, дал понять, что уход ремонтников не решит проблему пробок на Ленинградском шоссе. «Кардинально мы сможем решить проблему транспортной доступности в Шереметьево только после того, как в октябре-ноябре этого года начнем строительство новой платной автодороги в пять полос Москва -- Санкт-Петербург», -- заявил г-н Иванов 7 июля. Кроме того, г-жу Чирикову удивляет пассивная позиция в скандале с Ленинградкой главы Министерства транспорта Игоря Левитина. «Левитин вообще будто бы ни при чем, хотя Ленинградское шоссе -- это трасса федерального значения, и премьер был бы прав, если бы поставил на вид г-ну Левитину», -- считает г-жа Чирикова.
Впрочем, 2 июля глава Минтранса дал понять, что он в курсе происходящего на северо-западе Москвы и что поручения премьера не обошли его стороной. «Должно быть принято решение по увеличению количества полос, из трех была открыта одна, Москва прорабатывает вопрос об открытии еще одной полосы», -- заявил тогда г-н Левитин. При этом глава Минтранса воспользовался моментом и отчитал власти столицы. Отвечая на вопрос, что нужно сделать, чтобы подобных проблем больше не возникало, министр заявил: «Своевременно ремонтировать мостовые переходы, регионы должны принимать решения оперативно».
В своем обращении автомобилисты и экологи просят прокуратуру проверить обстоятельства «блокады Ленинградки» «на предмет наличия состава преступления, повлекшего за собой экономический ущерб в особо крупных размерах». Как отреагирует на обращение представителей гражданского общества прокуратура, пока непонятно, но вчера стало известно, что контролирующие органы, судя по всему, прежде всего интересует «московская» версия образования гигантской пробки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) запросила у Минтранса, «Росавтодора» и правительства Москвы подробности случившегося на Ленинградском шоссе и надеется получить ответы уже в начале этой недели.
По словам замглавы антимонопольной службы Андрея Голомолзина, ФАС в том числе будет проверять взаимосвязь между заторами на Ленинградке и открытием нового терминала во Внуково -- на эту связь первым обратил внимание генеральный директор Шереметьево Михаил Василенко, полагающий, что московские власти пытались создать конкурентные преимущества для принадлежащего городу аэропорта.
Вячеслав КОЗЛОВ