|
|
N°120, 12 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Так не пойдет»
Премьер сориентировал «Аэрофлот» на отечественную технику
Премьер-министр России Владимир Путин в субботу принял гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева и поручил крупнейшей авиакомпании страны шире использовать самолеты российского производства. Премьер, очевидно, понимал, что идея покажется г-ну Савельеву неожиданной, потому немедленного ответа требовать не стал. Глава «Аэрофлота» обещал подготовить проект освоения отечественной авиатехники и доложить о нем. Времени для изучения вопроса у г-на Савельева будет достаточно -- новейшие российские лайнеры, которые ему предлагал премьер, появятся на рынке в лучшем случае лет через шесть.
Свой отчет премьеру о текущем моменте и перспективах гендиректор «Аэрофлота» исполнил в позитивном ключе. Г-н Савельев сообщил собеседнику, что «Аэрофлот» в отличие от большинства крупнейших авиаперевозчиков мира сумел по итогам кризисного 2009 года получить прибыль. Капитализация компании за тот же год, вопреки трудностям, увеличилась вдвое. Будущее выглядит многообещающим. «Начиная с декабря мы почувствовали, что авиационная отрасль выходит из кризиса, -- подчеркнул г-н Савельев. -- Наша стратегия -- стать первыми на российском рынке и занять доминирующее положение у себя».
Однако премьер тут же усложнил задачу: завоевывать российское небо надо не чем попало, а непременно самолетами, сделанными у нас, в России. «А то вы хотите, видите ли, доминировать на внутреннем рынке, но не хотите закупать отечественную технику. Так не пойдет», -- предупредил г-н Путин.
Долю российской техники в современном парке «Аэрофлота» г-н «Савельев к тому моменту уже успел обрисовать цифрами: «У нас порядка 115 машин, из которых шесть -- отечественные Ил-96». Он также упомянул, что компания «с нетерпением» ждет 30 региональных самолетов SSJ-100, поставку которых российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обещает начать к концу года. «Мало?» -- догадался г-н Савельев. «Мало», -- лаконично подтвердил премьер. «Что есть и другие планы уже знаете? И по «Туполеву», есть МС-21 в планах... -- подтолкнул он гостя в нужную сторону и подвел итог открытой для публики части разговора. -- Знаете что, давайте-ка вы мне покажете, что будете делать в ближайшие годы. Может быть, даже не сейчас. Я хочу понять, в каком объеме «Аэрофлот» будет закупать отечественные самолеты?»
«Хорошо, мы подготовим такой проект», -- пообещал г-н Савельев, не уточнив, сколько времени ему для этого понадобится. Если речь идет именно о воздушном судне, упомянутом премьером, «Аэрофлот» имеет практически неограниченный запас времени на подготовку. Согласно официальным планам ОАК российский ближне- и среднемагистральный самолет нового поколения МС-21 должен совершить первый полет в 2014 году, а в коммерческую эксплуатацию попасть в 2016-м. Предполагается, что эта машина сменит более ранние отечественные разработки в классе среднемагистральных лайнеров (на которых в СССР и постсоветской России специализировалась фирма «Туполев»). Она должна стать прямым конкурентом, в частности, европейскому семейству лайнеров А320, составляющему основу нынешнего парка «Аэрофлота».
Как показывает мировая практика (в частности, случай упомянутого г-ном Савельевым SSJ-100, поставка которого к нынешнему моменту отстает от первоначальных планов на два года), сроки в авиастроении не всегда соблюдаются пунктуально. Поэтому готовиться к приходу МС-21 «Аэрофлот» может еще шесть лет как минимум.
Примечательно, что до субботней встречи государственная стратегия не предусматривала оснащения "Аэрофлота" российскими лайнерами среднего класса. В этом году "Аэрофлот" подписал с генеральным директором «Ростехнологий» Сергеем Чемезовым соглашение о закупах через госкорпорацию новых самолетов (и об этом г-н Савельев напомнил премьеру). Г-н Чемезов выбрал для поставки "Аэрофлоту" американский лайнер Boeing-737NG.
Михаил КУКУШКИН