|
|
N°119, 09 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Андрей Юрин: Новый закон заставит страховщиков улыбаться клиентам
-- Критики нового закона об обязательном медицинском страховании в первую очередь высказывают недовольство тем, что этот документ в случае его принятия еще дальше отодвинет во времени переход российского здравоохранения на страховые принципы. Как вы считаете, почему авторы законопроекта побоялись отказаться от распределительной модели финансирования и увеличить страховую составляющую?
-- Споры о том, какой должна быть система обязательного страхования, начались еще в 1991 году, когда в стране готовилась самая первая редакция закона об ОМС. Тогда шла речь о том, в каком направлении развиваться финансовому обеспечению здравоохранения -- через бюджет или через страхование. В итоге в действующем законе закреплено участие страховых компаний, но априори подразумевается, что в ОМС они не могут действовать по тем же принципам, по которым работают в коммерческом страховании. Ведь речь идет о государственных гарантиях, которые граждане РФ получают в области бесплатной медицинской помощи.
-- Зачем все так усложнять? Ведь можно говорить просто о социальной помощи в области медицинских услуг, которая осуществляется государством при участии страховых компаний. А не называть эту систему страхованием.
-- Страхованием эту систему мы называем потому, что, как показывает практика, все-таки оплата по страховым принципам наиболее эффективна в здравоохранении. И именно такие принципы применяются как в действующей, так и будущей системе.
-- Что же принципиально нового появляется в новом законе по сравнению с действующим?
-- Законопроект сконструирован таким образом, чтобы в центре всей системы было застрахованное лицо, то есть пациент. Для этого человеку предоставляется право выбора страховой организации. Сейчас такая возможность также предусмотрена законодательством, но на деле ее перекрывает право работодателя по своему усмотрению выбирать страховую медицинскую организацию. Теперь услуги страховой компании будет «покупать» сам пациент, и страховая компания должна будет бороться за его расположение, а не за расположение работодателя. Это принципиально новая ситуация, в которой открывается широкое поле для конкуренции между страховыми компаниями за конкретного пациента. Сегодня же они конкурируют только за доступ в кабинет руководства крупных предприятий или губернаторов, где решаются вопросы выбора страховщика.
-- Как все это будет выглядеть на практике? Как россияне смогут получить информацию о страховых компаниях своего региона, по каким критериям сравнить?
-- Все очень просто. Во-первых, не надо никуда бежать и что-то менять непосредственно 1 января 2011 года, когда в случае принятия вступит в силу новый закон: у пациента есть право выбора -- остаться в той страховой компании, в которой он сегодня застрахован, или выбрать другую. Конечно, мы понимаем, что многие люди не захотят сразу перемен, и, вполне возможно, найдутся страховщики, которые предложат им гораздо лучший сервис. Например, организуют многоканальный справочный телефон и доставку полисов на дом. Сегодня рынка таких дополнительных услуг в ОМС нет, так как у компаний нет необходимости заинтересовывать пациентов и улучшать обслуживание. Вот увидите, новый закон заставит страховщиков улыбаться застрахованным, а не относиться к ним как к навязчивым просителям.
-- Страховая компания может отказать в страховке гражданину России? Предусмотрены ли для этого какие-то законные основания?
-- Нет, не может. В этом особенность государственного социального страхования. Именно поэтому мы говорим, что оно коренным образом отличается от коммерческого. Здесь есть определенные гарантии, эта норма установлена законом. Мы прописали ее специально для того, чтобы ни одна страховая медицинская организация не имела возможности искусственно формировать свой контингент застрахованных в зависимости от состояния здоровья, возраста и прочих важных факторов. Права выбора у страховщика не будет, он должен страховать всех, кто обратится.
-- Зато, если верить сказанному в законопроекте, возможность выбора значительно расширяется у пациента. Действительно ли полисом ОМС теперь можно будет воспользоваться для получения медицинской помощи в любой точке страны и в любом лечебном учреждении?
-- Это формально было возможно и по действующему законодательству, но на практике не применялось по нескольким причинам. Во-первых, сегодня отказывают в медицинской помощи прибывшим из других субъектов федерации гражданам потому, что лечебное учреждение не понимает, кто за них заплатит. Нет единой базы застрахованных, по которой можно было бы определить, откуда придут деньги за пациента. Такая база обязательно появится после вступления в силу нового закона.
Вторая причина, по которой принимать «чужих» сейчас невыгодно: даже если за них и заплатят, то только в рамках тарифа. А он включает пять статей расходов: заработную плату медиков и начисления на нее, оплату мягкого инвентаря, медикаментов и питания больных в стационарах. Все, что сверх того (например, коммунальные платежи, повышение квалификации, поддержание материальной базы лечебно-профилактических учреждений), должно быть оплачено из местного бюджета.
Теперь деньги пойдут в полном объеме за застрахованным, что позволит в действительности стереть границы между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации в области оказания медицинской помощи.
-- Вы говорите о переходе на полный тариф? Расскажите, как этот переход будут осуществляться, из опубликованного текста законопроекта понять это довольно сложно. Конкретные механизмы, видимо, будут прописаны уже на уровне подзаконных актов?
-- Да, именно. Сегодня медицинские организации по тарифу возмещают через ОМС только половину своих затрат. Это оплата оказанных медицинских услуг. Как расходовать полученные таким образом от территориального фонда ОМС средства, решает сама клиника. Все остальные средства -- бюджетные, то есть строго привязанные к той или иной статье расходов. Например, деньги, выделенные на коммунальные платежи, не могут быть использованы для ремонта здания. При переходе на полный тариф мы хотя и не увеличиваем радикально общий объем финансирования, но развязываем руки руководителям медицинских учреждений в расходовании заработанных средств. Это то, о чем просили главные врачи все время с начала рыночных реформ. Переход на полный тариф предполагается проводить поэтапно, начиная с 2011 года в течение двух лет.
-- В чем будет заключаться поэтапность? Почему не сразу, ведь уже было множество локальных экспериментов по переходу на одноканальное финансирование?
-- Регионы России очень различаются по уровню развития здравоохранения. Если, скажем, в Татарстане переход на одноканальное финансирование был завершен еще в прошлом году, то во многих субъектах РФ даже по пяти статьям, включенным в тариф, финансирование до сих пор идет не в полном объеме. Стоит отметить, что полный тариф -- это создание конкурентной среды через выбор человеком медицинского учреждения. То есть здесь заложен гораздо более глубокий экономический смысл, чем просто расчеты за оказанные услуги. Это возможность прихода денег в клиники за конкретными пациентами.
-- Вы верите, что перегруженные российские клиники реально начнут конкурировать и бороться за пациента?
-- Когда мы провозглашаем право выбора клиники и врача, мы поддерживаем этот выбор, с одной стороны, финансово, вводя одноканальное финансирование, а с другой -- снятием административных барьеров: законопроект снимает ограничение на вхождение лечебно-профилактических учреждений в систему ОМС. Сейчас медицинские организации допускаются в нее только по решению местных органов власти. Получается, что заниматься медицинской деятельностью имеет право большее число клиник, чем количество учреждений, занятых в ОМС. Возникает вопрос: неужели у этих категорий медицинских организаций разное качество помощи или квалификация персонала? Мы считаем, что все имеющие право заниматься медицинской деятельностью организации имеют право быть в ОМС. Подав заявление, медорганизация просто соглашается на те условия, те тарифы, которые действуют в этой системе. Запретить ей вхождение в систему никто не может.
Кстати, снятие сразу нескольких административных барьеров для бизнеса -- еще одна особенность предлагаемого законопроекта, о которой почему-то никто не говорит. Отпадает необходимость регистрироваться работодателю-страхователю в территориальных фондах ОМС, как это делается сейчас. По новому закону фонды ОМС начинают пользоваться информационной базой Пенсионного фонда. Все зарегистрировавшиеся в ПФР работодатели будут автоматически считаться и зарегистрированными в ФОМС. Также директорам предприятий больше не надо будет заключать договоры страхования, сегодня они их в обязательном порядке подписывают со страховыми компаниями. Этот договор просто подтверждает факт уплаты взносов и как дублирующий просто не нужен.
Беседовала Галина ПАПЕРНАЯ