Время новостей
     N°141, 07 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.08.2002
Москва без московского бензина
Столичный НПЗ остановился
Над московским бензиновым рынком нависла угроза дефицита топлива и роста цен. Московский НПЗ, занимающий долю на столичном рынке, по разным оценкам, от 40 до 60%, вчера практически остановился (перерабатываются мизерные объемы нефти для поддержания технологического цикла) по причине отсутствия сырья. Причина -- конфликт между акционерами завода, компаниями «Сибнефть» (владеет 38% акций) и Центральной топливной компанией (51%), де-факто подконтрольной предпринимателю Шалве Чигиринскому. Вчера же стало известно об отставке гендиректора МНПЗ.

Московский НПЗ -- единственный нефтеперерабатывающий завод в России, не входящий ни в одну вертикально интегрированную группу. В его совете директоров до недавнего времени ни у одного собственника не было большинства мест. До того, как в прошлом году из ЦТК ушел ее руководитель экс-министр топлива и энергетики Юрий Шафраник, проблем с поставками топлива не существовало: нефть в крупных объемах поставляли ЛУКОЙЛ и «Татнефть», и близкий к мосправительству девелопер г-н Чигиринский никакого влияния на столичный топливный рынок не имел.

С приходом г-на Чигиринского на московских нефтяных предприятиях начался передел собственности. Правда, далеко не всегда его начинал именно новый менеджмент: ЛУКОЙЛ, например, обменял свою долю в МНПЗ и «Моснефтепродукте» на акции «НОРСИ-ойл», которыми владела «Сибнефть». А «Татнефть» лишили права поставлять нефть на МНПЗ.

Конфликт вокруг МНПЗ разразился совсем недавно (см. «Время новостей» за 5 августа) -- «Сибнефть» оказалась недовольной тем, что ее лишили права поставлять существенные объемы сырья на завод. Официально это объяснялось наличием старых контрактов с компанией «Нафта Петрол» (по данным, озвученным г-ном Чигиринским, она подконтрольна ЛУКОЙЛу, но источник в этой нефтекомпании вчера заявил агентству Прайм-ТАСС, что это не так, неофициальная информация же говорит о том, что г-н Чигиринский сам контролирует эту компанию, а нефть она закупает у ЛУКОЙЛа). На днях появилось судебное решение, запрещающее «Нафта Петрол» перерабатывать сырье на МНПЗ (она должна была в августе поставить 400 тыс. т нефти). Московская нефтяная компания (ей на 100% принадлежит ЦТК) должна была поставить 450 тыс. т, однако, как утверждает источник, близкий к компании, «Сибнефть» «перекрыла МНК возможность купить нефть на рынке, скупая сырье по завышенным ценам у трейдеров, с которыми работала компания». По словам собеседника газеты, когда МНК обратилась в «Сибнефть» с просьбой о поставках, компания согласилась, но на условиях долговременных и крупных поставок», а этого сделать было невозможно из-за еще не «перекрытого» контракта с «Нафта Петрол». В результате в августе только «Сибнефть» и начала поставки (ей отводилось лишь 20 тыс. т, хотя претендовала она на 600 тыс. т), но этих объемов оказалось недостаточно для загрузки завода.

В МНК говорят о том, что в августе на завод будет поставлено минимум 250 тыс. т (контракты на этот объем уже подписаны). Судя по всему, МНК сейчас не может закупить эту нефть по той причине, что крупные нефтекомпании в начале месяца предпочитают исполнять свои экспортные контракты и лишь затем заниматься поставками на внутреннем рынке. «Сибнефть» же заявляет о том, что готова поставить хоть 600 тыс. т, лишь бы попросили. Пока, утверждают в компании, не просят.

Со стороны представителей завода сейчас звучат уверения в том, что нефть в ближайшие дни прибудет в Москву и никакого топливного кризиса не будет. Подобной точки зрения придерживаются аналитики инвесткомпаний, а также вице-президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, заявивший газете «Время новостей»: «Столица -- это рыночно защищенный город с жесткой конкуренцией, так что без бензина она точно не останется. Тем более что в стране избыток нефтепродуктов. Бензин и раньше поставляли из Ярославля, Нижнего Новгорода, Самары и Рязани, это нормальная ситуация, так что кризиса я не предвижу». Однако ближайшие к столице НПЗ -- Рязанский (принадлежит ТНК) и Ярославский («Славнефть») -- увеличивать поставки на московский рынок не собираются: сейчас период ремонтов, и имеющихся мощностей хватает лишь на поддержание текущего потребления нефтепродуктов. Тем не менее в ТНК газете «Время новостей» заявили, что в случае если бензин в Москве начнет дорожать, розничные цены на заправках этой нефтекомпании также поднимутся. В «Славнефти» же говорят, что если такое произойдет, то «рассмотрят ситуацию» и примут «взвешенное решение».

В «Сибнефти» причиной остановки МНПЗ называют порочную «практику коротких контрактов, когда договоры на поставки заключаются всего на один месяц». «Это означает, что менеджмент завода неэффективен», -- говорит представитель компании. И вчера вечером стало известно о том, что гендиректор МНПЗ Сергей Демин написал заявление об отставке. По информации газеты «Время новостей», в качестве его преемника рассматривается кандидатура одного из чиновников московской мэрии. Кроме этого, по неофициальной информации, г-н Чигиринский намерен покинуть пост президента МНК, и на эту должность предполагается назначить советника столичного мэра Александра Корсака, который является членом совета директоров МНПЗ.

Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ