|
|
N°120, 12 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лицо «нейтрального статуса»
Женевские переговоры по Кавказу на грани срыва
Сегодня посредники от Евросоюза, ОБСЕ и ООН прибудут в Южную Осетию уговаривать эту республику не поддаваться примеру Абхазии и не покидать процесс Женевских консультаций по безопасности на Кавказе. Этот формат переговоров был создан после вооруженного конфликта августа 2008 года, и в нем наряду с представителями международных организаций участвуют делегации Сухуми, Цхинвали, Вашингтона, Москвы и Тбилиси. Следующий, 12-й раунд намечен на 27 июля, но впервые без Абхазии.
В минувшую пятницу посредников принял в Москве статс-секретарь -- заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин. Он подчеркнул «важность разработки юридически обязывающего документа о неприменении силы между Грузией, Абхазией и Южной Осетией». «Грузинская сторона уходит от обсуждения соглашения о международных гарантиях безопасности и неприменения силы, настаивая на выводе российских войск с территории Абхазии и Южной Осетии и вводе туда международных сил, что совершенно неприемлемо, -- объяснил президент Абхазии Сергей Багапш. -- У нас возникает устойчивая уверенность в том, что грузинской стороне активно потворствуют международные посредники дискуссий. И пока ситуация не изменится, участвовать в переговорах в Женеве мы не сможем».
«Мы поддерживаем абхазскую сторону в их решении приостановить участие в дискуссиях. Если к 12 июля нам не представят новый проект документа о неприменении силы, следующего раунда не будет. За 11 раундов международные организации ничего не смогли сделать», -- объявил также и постпред президента Южной Осетии Борис Чочиев. Реакцию Тбилиси на это в интервью «Времени новостей» высказал грузинский вице-премьер, государственный министр по реинтеграции Темури Якобашвили. По его словам, «эти тексты пишутся в Москве».
Наш собеседник уверен, что это делается «в отместку» за то, что посетившая Тбилиси 5 июля госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала территории Абхазии и Южной Осетии «оккупированными». В ответ на ее слова МИД России объяснил, что «на территории Грузии нет ни одного российского военнослужащего». «В регионе есть российские военные контингенты, но они находятся на территориях Абхазии и Южной Осетии, отделившихся от Грузии в результате развязанной режимом Саакашвили агрессии», -- отметили в МИД России. Там напомнили, что российское присутствие там регулируется двусторонними соглашениями и соответствует нормам международного права. «Независимость народов Абхазии и Южной Осетии прочно обеспечена их союзническими отношениями с Россией», -- заявил на днях телекомпании «Мир» глава МИДа Сергей Лавров.
Посредников заботит не только судьба Женевских дискуссий, но и то, какую стратегию Грузия изберет по отношению к Абхазии и Южной Осетии. Грузины сейчас предлагают план «вовлечения путем сотрудничества». Верховный комиссар ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон готова помочь грузинам в этом: «ЕС поддерживает подход, базирующийся на выстраивании доверия и облегчении контактов между людьми».
Темури Якобашвили сообщил «ВН», что уже с середины июля в правительстве Грузии будет создано Агентство сотрудничества для восстановления связей с абхазами и осетинами. Кроме того, Грузия вместе с международными донорами создаст Фонд доверия для финансирования проектов в экономике, здравоохранении и образовании, связанных с Абхазией и Южной Осетией. Тбилиси даже готов предложить абхазам и осетинам биометрические удостоверения личности «нейтрального статуса», чтобы облегчить жителям этих республик выезды за рубеж, осуществляемые сегодня по российским паспортам.
Однако представители оппозиции Грузии считают, что любая концепция по Абхазии и Южной Осетии провалится без позитивного отношения к ней России. По мнению бывшего председателя парламента Нино Бурджанадзе, Россия -- один из гарантов урегулирования, поэтому Тбилиси должен сначала улучшить отношения с Москвой.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси