|
|
N°117, 07 июля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Повторение пройденного
В новом законе «О милиции» решили учесть достоинства прежнего
Президент Дмитрий Медведев вчера в своей резиденции в подмосковных Горках провел совещание с руководством МВД и своей администрации, посвященное разработке новой редакции закона «О милиции». О необходимости его подготовки было объявлено в начале года в рамках кампании по масштабной реформе системы МВД, работа которой последнее время стала вызывать нарекания не только со стороны правозащитников, но и руководства страны.
Представители МВД недавно уже докладывали о концепции нового законопроекта, который должен быть подготовлен до 1 декабря. Однако, судя по словам г-на Медведева, как такового текста нового закона «О милиции» даже хотя бы в «сыром» виде до сих пор нет. Так же как и каких-то принципиально новых идей, которые бы его хоть чем-то отличали от «старого», ныне действующего закона «О милиции», принятого еще в 1991 году и с тех пор постоянно дополняемого поправками.
В результате по-прежнему так и осталось совершенно непонятно -- по крайней мере, на взгляд большинства наблюдателей и многих сотрудников самого МВД, -- зачем же вообще было решено готовить новый закон. Тем более что о действующем сейчас никто никогда ничего плохого не говорил. Соответственно можно лишь предположить, что написание нового закона -- работу рутинную, но не связанную с большими политическими рисками, -- силовики признали наиболее реальным и простым вариантом хоть что-то сделать (хотя бы на бумаге) во исполнение приказа «исправить» милицию. Ведь все прочие меры -- даже такая простая, как кадровые перестановки, -- чреваты обострением борьбы политических группировок, которые давно «обозначили» свои позиции в правоохранительной системе.
Открывая заседание, президент отметил, что сроки, установленные для подготовки закона, еще не истекли, но «по моим ощущениям, можно было бы и ускориться». Г-н Медведев сказал, что знает, что в МВД организован оргкомитет, «в состав которого вошли ученые, эксперты, представители общественных организаций». Однако работа его, судя по всему, руководство страны пока не очень удовлетворила. «Это не значит, что мы со всем согласимся, мы ради этого и встретились», -- предупредил разработчиков законопроекта президент. Причем далее Дмитрий Медведев указал ряд моментов, которые должны быть в будущем законе и которых, очевидно, не нашлось в существующем на данный момент проекте.
Г-н Медведев отметил, что «одним из определяющих критериев в системе оценки эффективности работы милиции должна стать общественная оценка ее труда», и информировать СМИ и общество о своей деятельности МВД должно «не формально, как это подчас происходит». Также, по мнению президента, в законе надо указать, что милиционеры должны быть юридически грамотными людьми, знающими законы, и «максимально конкретно» определить их права и обязанности, и перечень запретов и ограничений.
Из чего именно исходил президент, излагая такие соображения, сказать сложно. Но представленная ранее, в середине июня, руководством самого МВД концепция проекта нового закона вполне могла вызвать его недовольство. Правда, самого текста законопроекта предъявлено не было, а вместо этого довольно сжато было озвучено содержание основных четырех его глав, закрепляющих «правоохранительное предназначение» милиции (защита жизни, здоровья, прав и свобод гражданина и т.д.), принципы ее работы «с наполнением каждого конкретным юридическим содержанием» (уважение прав и свобод человека, законность, беспристрастность, публичность и открытость и т.д.), перечень обязанностей из 45 пунктов, и порядок применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Тогда было отмечено, что новая, хотя пока никому еще не известная редакция по сравнению с действующим законом является не только исчерпывающей, но и максимально полной.
Правда, практически все, о чем было упомянуто в связи с концепцией нового закона, имеется в ныне действующем. Причем в нем те же задачи, обязанности и принципы работы милиционеров расписаны куда более подробно и внятно, чем излагали в МВД. И даже многие моменты, указанные на вчерашнем совещании у президента, в том же действующем законе прописаны достаточно внятно.
Беда этого документа, правда, заключается в том, что он последние годы не очень исполняется, и это всеми воспринимается как норма. Как ни странно, но простые граждане, заглянув и в ныне действующий закон, могут в нем найти много для себя интересного -- выяснится, что практическая работа милиционеров, с которой люди сталкиваются каждый день, по самым разным параметрам противоречит закону. Например, согласно действующему закону "О милиции" страж порядка не имеет права «просто так» -- без объяснения -- даже проверить документы у прохожего, не говоря уже о личном досмотре: для этого надо иметь «достаточные основания» подозревать человека в чем-то незаконном. Однако милицейская система давно уже так сложилась, что проверкой каких-то там оснований тех или иных действий своих сотрудников в ней никто не интересуется. И можно лишь гадать, почему руководство МВД решило, что сотрудники милиции вдруг возьмутся исполнять «свеженаписанный» закон.
Виктор ПАУКОВ