Время новостей
     N°140, 06 августа 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2002
«Газпром» открывает Индию
Российский концерн нашел себе новый рынок
Из Пакистана пришли неожиданные новости. Вчера исламабадские газеты сообщили, что министерство нефти и природных ресурсов Пакистана направило на согласование в правительство страны предложение «Газпрома» о строительстве газопровода Иран -- Индия. Как передает ИТАР-ТАСС, проект предполагает прокладку трубы через территориальные воды Пакистана. В «Газпроме» прокомментировать ситуацию не смогли, а аналитики считают, что компания включилась в борьбу за самый перспективный рынок газа.

На данном этапе речь идет лишь об исследовательских работах, однако от их успеха будет зависеть дальнейшее развитие проекта. В случае положительного исхода стороны подпишут меморандум о взаимопонимании. По утверждениям пакистанской прессы, «Газпром», помимо исследовательских работ, готов также стать одним из участников финансирования этого проекта.

Соревноваться с россиянами уже намерены две компании. Австралийская BHP Petroleum предлагает строить сухопутный газопровод из Ирана в Индию через Пакистан стоимостью около 3 млрд долл. А одна из итальянских фирм изучает возможность прокладки глубоководного газопровода из Ирана по дну Аравийского моря. Австралийский проект, несмотря на свою относительную экономичность, вряд ли приемлем для Индии, поскольку там опасаются атак террористов, которым может быть подвержен газопровод на пакистанской территории. Итальянский же проект окажется слишком дорогим ввиду сложной технологии строительства.

Перспективы индийского рынка выглядят многообещающе. Мизерная собственная добыча (26 млрд кубометров газа в год) с лихвой покрывает потребление (23 млрд). Однако газ в Индии преимущественно шельфовый (доказанные запасы 1,4 трлн кубов) и значит дорогой. В то же время отсутствует инфраструктура как для импорта этого топлива из-за рубежа, так и для внутреннего распределения. По экспертным оценкам, Индия стоит на пороге газового бума, за последнее десятилетие страна стала потреблять его в два раза больше. Изменения могут стать еще значительнее, если появятся возможности для транспортировки газа из средней Азии. А поскольку сейчас в целом ряде государств среднеазиатского региона наблюдается избыточность газа, считает аналитик ИК «Тройка-Диалог» Валерий Нестеров, между странами-поставщиками разворачивается острая конкурентная борьба за доступ на наиболее динамично развивающиеся рынки. «Европа уже практически поделена, Турция -- переполнена (российскими и иранскими газовыми контрактами), Китай решил увеличить собственную добычу и строит газопровод Запад--Восток, -- говорит г-н Нестеров. -- В этом смысле Индия с миллиардным населением и развитой промышленностью, но при этом очень слабо газифицированная весьма привлекательна».

Тот факт, что утечка информации произошла в Исламабаде, может говорить о желании определенных пакистанских структур оказать давление на Туркмению и Афганистан. Дело в том, что газпромовский проект выглядит конкурентом другому, трансафганскому газопроводу, о намерении строить который объявили лидеры Пакистана, Туркмении и Афганистана, подписав 30 мая в Исламабаде соответствующий документ. С тех пор, однако, несмотря на активную рекламную кампанию по привлечению спонсоров к проекту, которую ведет в первую очередь Ашхабад, успехов она не принесла. Кроме того, более года назад было заключено ирано-пакистанское соглашение о строительстве газовой трубы через Афганистан, но оно также положено под сукно до лучших времен из-за афганской нестабильности.

Таким образом, газпромовский проект может быть выгоден всем тем, кто заинтересован в надежном транзите газа на Индостанский полуостров, минуя афганскую территорию, где безопасность трубопроводов еще долгое время вряд ли будет надежно обеспечена. Поэтому, как следует из сообщений пакистанской прессы, Дели склоняется к предложению «Газпрома»: индийцы надеются, что Исламабаду будет легче обеспечить безопасность своего участка трубы в прибрежных водах, нежели на суше.

Интерес самого «Газпрома» к проекту имеет две стороны -- политическую и экономическую. По словам аналитика «НИКойла» Геннадия Красовского, российский концерн имеет 30% в освоении иранского газового месторождения Южный Парс, запасы которого оцениваются в 12 трлн кубометров газа при проектной мощности 20 млрд кубометров в год и стоимости обустройства 2 млрд долл. И хотя газ, добытый в рамках проекта, остается в собственности Ирана, участие в дальнейшей его транспортировке усилит позиции «Газпрома» в регионе и, возможно, даст дополнительные преференции. Кроме того, как считает аналитик по нефти и газу ИК «Атон» Тимербулат Каримов, позитивный опыт строительства «Голубого потока» может быть успешно перенесен на этот проект.

Политическая версия касается больной для «Газпрома» темы -- соперничества с Туркменией. Если ирано-индийский газопровод начнет строиться раньше, чем конкурирующие с ним, то экономическая целесообразность последних будет фактически сведена к нулю, тем более, что и сейчас она не очевидна. А для «Газпрома» важно, чтобы туркменский газ, который сейчас имеет выход на внешние рынки только через российские трубопроводы, не получил его. Как сказал один из экспертов на условиях анонимности, тогда Туркмения будет обложена со всех сторон «красными флажками» (на турецком направлении «Газпром» уже выиграл конкурентную борьбу) и будет вынуждена играть по газпромовским правилам.

Может оказаться, что Ашхабад тоже будет заинтересован в строительстве новой газовой трубы. Дело в том, что к газовой магистрали из Ирана в Индию вполне реально присоединение газопровода из Туркмении. Подобный вариант уже рассматривался в Ашхабаде несколько лет назад, и, по данным газеты «Время новостей», туркменские эмиссары вели переговоры на этот счет в Исламабаде и Тегеране. Однако в осуществление этих грандиозных планов могут внести коррективы США, которые не пожелают допустить Иран в качестве ключевого игрока в новый газовый альянс.

КАК СПРАВКА

ЕС заставил правительство Франции продать газо- и нефтепроводы. Беспрецедентное решение о распродаже государственных нефте- и газопроводов приняло правительство Франции. По сообщению ИТАР-ТАСС, тем самым во Франции под прямым давлением Евросоюза создаются условия для свободной конкуренции на внутреннем энергетическом рынке. Большая часть газопровода будет продана крупнейшей национальной газовой компании -- Gaz de France за 110 млн евро. Общая стоимость этой разветвленной магистрали составляет более 5 млрд евро. В свою очередь третья по мощи нефтедобывающая корпорация Европы -- французская TotalFinaElf покупает у правительства проходящие по территории страны нефтепроводы, стоимость которых достигает 600 млн евро. Продажа государственной собственности в таком стратегическом секторе как энергетические магистрали стала возможной после принятия 1 августа новым правым парламентским большинством соответствующего закона.