|
|
N°140, 06 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слишком много регионов
В Сибири крепнет идея о слиянии нескольких субъектов федерации в один. Во всяком случае сибирский полпред президента Леонид Драчевский, побывав в Эвенкийском автономном округе, пришел к выводу, что «укрупнение территорий -- это злободневная проблема». Препятствий для решения проблемы г-н Драчевский не видит, хотя в Конституции ничего об этом не сказано.
Причина, по которой укрупнение кажется президентскому полпреду злободневной, предельно техническая. При слиянии количество регионов уменьшится, и поэтому ими будет проще управлять. Управлять же нынешним количеством регионов (их 89), уверен Леонид Драчевский, «чрезвычайно сложно». Схема слияния уже отрабатывается в Сибирском федеральном округе. В апреле в Иркутской области возникла рабочая группа по объединению области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Сибирский полпред уверяет, что подобная работа ведется и в других федеральных округах.
В Ярославской области, к примеру, губернатор Анатолий Лисицын еще в начале года разработал законопроект об объединении регионов. В отличие от сибирской схемы (многочисленный регион поглощает малочисленный) ярославская наработка предлагает «слабые» регионы присоединять к «сильным». На «сильных-слабых» г-н Лисицын делит регионы в зависимости от их экономической и финансовой самостоятельности. При этом губернатор в отличие от полпреда не одержим идеей облегчить управление регионами. Укрупняя сильные регионы, он надеется наладить межбюджетные отношения федерального центра с регионами-донорами.
Правда, независимо от того, какой из вариантов слияния будет признан в Кремле наиболее разумным, регионы сливаться, по всей видимости, не будут. «Наша Конституция не позволяет», -- объяснил зампред думского комитета по местному самоуправлению Сергей Митрохин (фракция «Яблоко»). В Конституции перечислены все 89 регионов. Если какой-нибудь из них перестает существовать, его название должно быть изъято. Сделать это, говорит г-н Митрохин, возможно единственным способом -- внесением поправки в Конституцию. Вносить же поправки он считает совершенно несвоевременным. Депутат опасается, что стоит хотя бы раз поправить Конституцию, как начнется «шквал поправок». Регионы же, действительно желающие объединиться, обзаведутся каким-нибудь консультативно-совещательным органом для координации действий.
Впрочем, в Кремле конституционных препятствий для сокращения количества регионов не видят, судя по заявлению полпреда Леонида Драчевского о том, что для объединения «необходима только добрая воля населения регионов». Сокращение регионов должно стать «вторым этапом реформы федеративных отношений», сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» зампред думского комитета по делам Федерации Владимир Лысенко. (На первом этапе, в 2000 году, возникло семь федеральных округов с президентскими полпредами во главе). Кремль, по информации г-на Лысенко, планировал уже в нынешнем году приступить к сокращению регионов, но по неизвестной депутату причине не приступил. Если вчерашние заявления г-на Драчевского на самом деле отражают намерения Кремля, то г-н Лысенко видит в этих намерениях стремление федеральной исполнительной власти добиться от регионалов большей покладистости в период очередных думских и президентских выборов.
Виктор ХАМРАЕВ