|
|
N°140, 06 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
К чему приводят суверенитеты
Конституция Чечни выглядит немного неконституционной
У Чечни очень скоро появится собственная конституция. Таким образом, по словам замглавы чеченской администрации Тауса Джабраилова, республика вернется в правовое поле России. В понедельник конституционная комиссия республики утвердила проект основного закона -- так называемый «кадыровский вариант». Решено за недельный срок сформировать и зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума, на котором до конца этого года и будет принята конституция. Каков будет принцип формирования этой инициативной группы, корреспонденту газеты «Время новостей» узнать не удалось, однако сложилось впечатление, что в аппарате главы Чечни этим вопросом пока никто всерьез не занимается.
Предложений в проект конституции вчера было внесено не менее дюжины, но все они носили, по словам пресс-секретаря главы Чечни Лече Ахъяева, «технический характер». Кроме одного -- требования ввести ценз оседлости для кандидатов в президенты. Кандидат должен прожить в республике не менее десяти лет. Количество лет, по словам г-на Ахъяева, может и измениться, но само положение в проект конституции вошло, несмотря на то, что оно явно противоречит Конституции России. Чеченским лидерам, видимо, совершенно необходимо ввести это ограничение, поскольку таким образом можно будет уже на старте отсечь от президентской кампании нежелательных соперников, например известного московского бизнесмена, главу чеченского Госсовета Малика Сайдуллаева.
Из текста конституции по настоянию главы республики Ахмада Кадырова было изъято определение Чечни как суверенного государства в составе Российской Федерации. «Мы знаем, к чему привели суверенитеты, подаренные Ельциным, -- сказал г-н Кадыров. -- Для нас они обернулись войной, лишениями и разрухой». Теперь статус Чечни определяется как «полномочный субъект РФ».
Чеченская Республика станет президентской, парламенту оставлены лишь законотворческие функции. А президент обретет весьма широкие властные полномочия, каковых не имеет даже Владимир Путин. Г-н Кадыров потребовал наделить его правом самостоятельно формировать свою команду -- от правительства до глав администраций населенных пунктов. А чтобы такая возможность у президента Чечни появилась в обход федеральных законов, г-н Кадыров предложил «в связи со сложной ситуацией» не проводить в республике выборы глав местного самоуправления ближайшие пять лет.
Г-н Кадыров твердо намерен стать вторым президентом Чечни, и это давно известно. Почти год назад он говорил корреспонденту газеты «Время новостей», что не сомневается в своей победе на выборах: «Мне даже не надо проводить кампанию, меня выберут и так, поскольку все видят, что я делаю для Чечни». И если Москва поддержит нынешнего чеченского лидера, скорее всего все у него получится. К тому же избирательный штаб г-на Кадырова согласился возглавить его основной соперник -- бывший мэр Грозного, а ныне вице-премьер правительства Чечни Бислан Гантамиров, за спиной которого стоит большая часть чеченской милиции.
Эта поддержка, кстати, дала г-ну Кадырову возможность категорически отвергнуть все робкие предложения членов конституционной комиссии «учесть в проекте конституции предложения противоположной стороны (лидеров боевиков. -- Ред.)». «Я никогда не буду думать о мнении какой-то «другой стороны», приведшей к трагедии чеченского народа», -- резко заявил он.
Впрочем, в республике Ахмада Кадырова готовы поддержать не все -- многие не могут забыть его призывов к священной войне против России. Уже сейчас называется немало возможных претендентов на пост президента. Среди них -- председатель Московского индустриального банка Абубакар Арсамаков, бизнесмен Малик Сайдуллаев, депутат Госдумы Асламбек Аслаханов. А на следующих выборах одним из основных кандидатов на пост главы Чечни, по мнению всех чеченских наблюдателей, обязательно станет Бислан Гантамиров.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ