|
|
N°109, 25 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Телефон заменяет кассира и контролера
Инфотехнологии делают авиапассажиров мобильнее
В ближайшие годы традиционный способ покупки билетов на самолет начнет уходить в прошлое по причине широкого распространения информационных технологий в гражданской авиации. Об этом говорят результаты исследования, обнародованные вчера на ежегодной конференции компании SITA (транснациональная компьютерная фирма, специализирующаяся на программном обеспечении для авиации). Опрос крупнейших авиаперевозчиков мира показал, в частности, что более половины из них уже продают билеты через мобильный телефон или планируют внедрить такую услугу к 2013 году. Россия в этом отношении не находится на острие глобальных тенденций.
SITA провела опрос 200 крупнейших по количеству перевезенных пассажиров авиакомпаний мира, включив в этот список как регулярных перевозчиков традиционного типа, так и бюджетные чартерные и региональные компании. 129 компаний ответили на вопросы касательно настоящего и будущего информационных технологий в отрасли.
Что касается продажи билетов через мобильный телефон, оказалось, 18% ответивших авиакомпаний уже практикуют такую услугу, 34% намерены внедрить ее до конца 2011 года, а еще 18% -- до конца 2013 года. По мере распространения этого и других прямых методов продаж будет уменьшаться рыночная доля традиционных агентств путешествий. Уже сейчас авиакомпании, принявшие участие в опросе, продают через них лишь чуть больше половины билетов (50,4%). В 2013 году доля уменьшится до 41,4%. Почти столько же (37,9%) клиенты будут приобретать напрямую, т.е. в Интернете, через мобильные телефоны и в собственных кассах авиакомпаний (сейчас 25,8%). Другая разновидность телефонных продаж -- через колл-центры авиакомпаний -- останется практически на одном уровне: сейчас таким образом приобретается 10,7% билетов, а в 2013 году будет 10,8%. Незначительно увеличится доля продаж через сети других авиакомпаний, по соглашениям «интерлайн». Сейчас она составляет 4,3%, а в 2013 году ожидается 6,4%.
В области интернет-продаж крупнейшие российские компании отстают от мировых лидеров, хотя и быстро двигаются вслед за ними. В годовом отчете «Аэрофлота» за 2008 год говорится, что в течение года продажи через собственный сайт авиакомпании выросли с 5 до 10% от общего количества проданных билетов.
Впрочем, продажами внедрение информационных технологий в обслуживание пассажиров не ограничивается. Они, согласно тому же опросу SITA, будут быстро вытеснять живого человека из такой ответственной операции, как регистрация пассажиров и багажа на рейс. Сейчас более половины (50,7%) клиентов проходят эту процедуру с помощью сотрудников аэропорта. Однако уже через три года таких останется лишь 28,9%. Зато в 2013 году возрастет доля тех, кто самостоятельно регистрируется через Интернет (с нынешних 21,6 до 35,5%) или с помощью мобильного телефона (с 2,4 до 12,4%).
Несмотря на господствующую в авиационной отрасли, как, впрочем, и во многих других отраслях экономики, тенденцию жесткого сокращения издержек, уменьшать свои расходы на информатику большинство опрошенных компаний не собираются. 90% ответили, что в 2011 году эта статья в их бюджетах вырастет или по меньшей мере сохранится в нынешнем размере.
Михаил КУКУШКИН, Брюссель