Время новостей
     N°109, 25 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.06.2010
Татьяна Лебедева: Стараюсь не терять оптимизма
В субботу в подмосковном Жуковском пройдут международные легкоатлетические соревнования Мемориал братьев Знаменских. Одной из участниц этого турнира будет олимпийская чемпионка по прыжкам в длину Татьяна Лебедева. О своих спортивных планах, о том, как идет восстановление после операции, что значит для спортсменки предстоящий старт, Татьяна ЛЕБЕДЕВА рассказала корреспонденту «Времени новостей» Ольге ЕРМОЛИНОЙ.

-- Татьяна, нынешний турнир будет первым стартом для вас после перерыва, связанного с травмой. Какие задачи вы ставите перед собой?

-- Эти соревнования я рассматриваю как некий тест, который должен показать, как я готова и на что могу рассчитывать в дальнейшем. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что моя форма далека от совершенства, потому что в силу объективных обстоятельств полностью не сделала весь технический прыжковый объем. В основном сосредоточилась на беговых тренировках и силовой подготовке -- штанге, потому что проблемы с ногой не позволяли работать с полной отдачей и в полном объеме. Но, с другой стороны, даже при таком раскладе я не хочу отказываться от соревновательной практики, хочу выступать, потому что чтобы прыгать, надо прыгать. И лучшая тренировка -- это соревнования, где нельзя отступать. На тренировке порой трудно себя заставить прыгать через боль, а выходя на старт, деваться некуда.

-- Иными словами, вне зависимости от результата, показанного в Жуковском, вы не рассматриваете этот старт как подготовку к предстоящему чемпионату Европы в Барселоне?

-- Нет, однозначно в этом сезоне во всех официальных стартах, включая чемпионаты России и Европы, я участвовать не буду. Главным образом потому что я не готова на сто процентов. И даже если форсированно выйду на приличный результат, то ввиду отсутствия достаточной базы не смогу удержать форму на протяжении полутора-двух месяцев. А готовиться исключительно к одному старту в сезоне никогда не было моим принципом.

-- Получается, что этот сезон пройдет для вас в щадящем режиме?

-- Именно так. Хотя я запланировала пять-шесть стартов в этом сезоне. 1 июля отправлюсь на турнир в Словению. Если форма не устроит, то до августа сделаю небольшой перерыв, буду просто тренироваться.

Врачи мне настоятельно рекомендуют не торопить события сейчас и банально выдержать этот год. Если летом ничего не получится, то осенью буду решать, как готовиться затем. В зависимости от состояния, возможно, буду выступать зимой, хотя, как правило, зимний сезон я пропускала. Но тут вырисовывается другая картина: не выступать два года на официальных стартах -- слишком большой срок, и недостаток соревновательной практики будет ощущаться.

-- Большой спорт невозможен без травм, но выходит, что процесс восстановления после каждой последующей операции проходит все сложнее и дольше?

-- Это не первая моя операция. До этого мне дважды чистили ахиллы, но уже летом я могла выступать. А тут ситуация оказалась несколько иной -- процесс восстановления протекает не так быстро, хотя и положительная динамика есть. Два месяца назад я даже бегала с трудом, через боль, о прыжках не могло быть и речи.

Поначалу мне казалось, что все пройдет гладко, да и операция представлялась не такой серьезной. У меня с детства была на пятке косточка, которая выпирала, ну как шпора что ли. И этот нарост меня периодически беспокоил. Врачи мне подрезали ее, а поскольку на этом месте крепилась часть ахилла, то поставили титановую скрепку. Последствием хирургического вмешательства явилось то, что пропала гибкость, и когда я тяну ногу, появляется боль.

Несколько раз я задумывалась, а правильно ли сделала, что отважилась на эту операцию. К той боли, которая была, за столько лет я привыкла и могла ее терпеть. А сейчас врачи говорят, что нога постепенно разработается, боль уменьшится, но прежние ощущения уже не вернутся и надо будет приноравливаться к новым. И хотя сомнения возникают, я стараюсь оставаться оптимисткой и не падать духом. Если закроюсь и сосредоточусь только на лечении, то сама же вгоню себя в депрессию, из которой потом будет трудно выходить. Поэтому, несмотря ни на что, и планирую некоторые выступления в этом сезоне.

-- Учитывая все обстоятельства и то, что в нашей сборной появляются молодые яркие прыгуньи, не возникает ли мысли сосредоточиться на каком-то одном прыжке, не совмещать длину с тройным?

-- Пока тройные я вообще не могу прыгать, поэтому летом сосредоточусь только на длине. И до тех пор пока нога окончательно не заживет, не буду переключаться на тройной прыжок. Я понимаю, что со временем мне надо будет делать какой-то выбор, и я готова пойти на этот шаг. Но что бы ни говорили, мне все-таки хочется добить тройной. В прыжках в длину я стала олимпийской чемпионкой, а медаль в тройном была и остается моей целью. Это все равно что недопетая песня, идея фикс, которая сидит и будет сидеть в моей голове.

-- Поскольку в этом году вы имеете возможность наблюдать за происходящим в легкой атлетике и за успехами нашей сборной со стороны, то как вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики подметили какие-то положительные сдвиги?

-- В нашей команде появились молодые талантливые спортсмены, и это, на мой взгляд, нормальный процесс. В 2000 году точно так же заставили обратить на себя внимание Лена Исинбаева, Юра Борзаковский, через четыре года -- Лена Слесаренко. И сейчас настала пора новых ярких имен, из которых мне особо хочется выделить прыгунью Дарью Клишину. Спортсменка уже показывает хорошие результаты и по юниорам, и на взрослых стартах. И если ей и тренеру удастся сохранить этот потенциал, то Клишина может выступать так же долго, как наша Татьяна Котова. Но тут главное заключается в том, чтобы Ольга Шенигон как молодой наставник, который растет вместе со своими подопечными, не форсировала события. Понятно, что ей подчас не хватает опыта, уверенности, которую необходимо передавать спортсменам, но со временем, я уверена, все это придет.

Вообще приятно, что в нашей команде появляются молодые тренеры. Например, Сергей Клюгин. Честно говоря, я не думала, что у него получится, но то, как он работает, как носится с Иваном Уховым, опекает его, как отец своего ребенка, вызывает у меня уважение. Хорошо, что вчерашние спортсмены переключаются на тренерскую деятельность, ведь их опыт неоценим. И пусть говорят, что из выдающихся спортсменов не всегда получаются тренеры, поскольку они все силы отдали для того, чтобы раскрыть свой потенциал, но, оказывается, есть исключения из этого правила.

-- Вы не раз участвовали в Мемориале братьев Знаменских, какой из этих турниров запомнился вам больше всего?

-- Чаще всего почему-то вспоминаю 1995 год, когда меня, юниорку, заявили на эти соревнования. Тогда участвовать в популярных «Знаменских» считалось очень престижно. Приезжали иностранцы, выступали наши сильнейшие атлеты. Несколько дней я просидела в Волгограде в ожидании вызова, но никто не позвонил -- тишина. В итоге соревнования я смотрела по телевизору, и вдруг, когда на экране на табло в прыжковом секторе появилась моя фамилия, я испытала такое чувство горечи, расстроилась страшно. Ведь для меня, молодой спортсменки, само участие в этих соревнованиях, где были и Иоланда Чен, и Инна Ласовская, считалось событием огромной важности.

Хорошо, что этот турнир, несмотря на все проблемы, остался в календаре и даже поменял свой статус на более высокий. И пускай в этом году соревнования не совсем удачно списываются по срокам, все-таки для молодых и начинающих атлетов это хороший трамплин.