По мнению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, задача достижения сбалансированности государственного бюджета по доходам и расходам не может быть решена без увеличения фискальной нагрузки, ревизии социальных обязательств государства и
увеличения пенсионного возраста. В то же время коллега г-на Кудрина по правительству министр экономического развития Эльвира Набиуллина советует думать не над увеличением налогов, а над расширением налогооблагаемой базы за счет роста экономики, улучшения самочувствия производителей и увеличения их числа. Очередная заочная полемика двух министров состоялась в рамках
Петербургского экономического форума. Министр Кудрин постарался свести счет в споре в свою пользу.
Нынешнее состояние российской экономики, которая только еще начала показывать признаки оживления после обвала из-за мирового кризиса, по мнению Алексея Кудрина, не позволяет требовать от бюджета выполнения тех амбициозных планов социально-экономического развития, которые были приняты накануне глобального шторма. «ВВП России в реальном выражении в 2010 году на 21% ниже, чем тот, на который мы рассчитывали до кризиса, -- обратил внимание министр. -- В следующем году ВВП будет на 24% меньше, чем прогнозировалось до кризиса во всех наших известных программах -- Концепции долгосрочного развития-2020, Основных направлениях деятельности правительства. Даже если у нас будет экономический рост, который заложен в прогнозах Минэкономики, то в 2013 году доходы бюджета в реальном выражении будут на 25% ниже, чем в 2008 году».
Относительное бюджетное благополучие, когда его дефицит оказывается ниже ожидавшегося на этот год (не 6,8, а 5,4%), связан исключительно с благоприятной для нас ситуацией с ценами на нефть. «Мы втянулись в зависимость от нее при выполнении всех наших государственных программ», -- признал министр финансов. Главный экономист по России Всемирного банка (ВБ) Желько Богетич предупредил, что есть риск нового падения цены на углеводороды, например, из-за бюджетных проблем в Европе. Но и без этого, напомнил г-н Кудрин, бюджет уже начал серьезно терять нефтегазовые доходы. «Налоговые «каникулы» для нефти, добываемой в Восточной Сибири, ведут к тому, что там добыча нефти в ближайшие годы будет наращиваться, а в других регионах -- сокращаться», -- пояснил министр. А ненефтегазовые доходы в эти годы будут расти очень умеренно.
Измерять эффективность бюджетной политики г-н Кудрин предлагает как раз по «ненефтегазовому дефициту». А с ним перспективы пока безрадостные. В 2000 году он был всего 1,7% («тогда цена на нефть была низкая, и мы не могли раздуть расходы»), в 2003 году он стал 3,2%, в 2008 году -- 6,5%, в 2009-м увеличился до 13,5%, а в этом году достигнет 13,7%, спрогнозировал министр.
Поэтому для покрытия дефицита федерального бюджета придется искать другие источники. Наиболее реальным следствием наращивания госрасходов становится увеличение фискальной нагрузки. Тем более, по подсчетам Алексея Кудрина, налоговое бремя в последние годы у нас увеличивалось на нефтегазовый сектор, а вот доля поступлений от ненефтегазовой экономики только сокращалась. «Если пересчитать налоговую нагрузку исходя из средней цены на нефть 90-х годов 20 долл. за баррель, то налоговая нагрузка у нас снизилась с 33% ВВП в 2000 году до 20% в 2009-м. Все больше и больше мы собирали за счет нефти. Без учета этих конъюнктурных поступлений у нас шло стабильное снижение налогов. Это надо учитывать сейчас, когда мы оцениваем наши налоговые возможности», -- заявил министр финансов. Тем более что налог на прибыль и подоходный налог в общей структуре бюджетных доходов в России составляют около четверти, а вместе с социальными взносами достигают 40%. Типичный удельный вес налога на прибыль и доходы в развитых странах составляют 35%, а вместе с социальными взносами -- до 60%.
Совершенно точно в ближайшее время будут повышены акцизы, которые, по словам Желько Богетича из ВБ в России, пока еще ниже, чем в других странах. Речь прежде всего идет об алкоголе и сигаретах. «Повышение акцизов на табак и алкоголь будет происходить неизбежно, но постепенно, -- сообщил Алексей Кудрин. -- Мы рассматриваем не удвоение, а утроение акциза на табак со следующего года». Скорее всего будут увеличены топливные акцизы -- «в течение трех лет примерно на 3 руб. на литр».
Для повышения отдачи от ненефтегазовой экономики Минфин намерен заниматься улучшением налогового администрирования, то есть работать над повышением собираемости налогов. А также сокращением количества налоговых льгот. «В последние годы мы ввели очень много налоговых льгот и зачастую не считаем их, -- заявил г-н Кудрин. -- Неэффективные льготы, или льготы в неприоритетных сферах, нужно будет отменять». Все это вместе г-н Кудрин аккуратно назвал «бюджетной консолидацией».
Алексей Кудрин даже счел возможным поспорить с президентом Дмитрием Медведевым, который на открытии форума говорил, что «бюджетная политика государства должна стимулировать структурный сдвиг экономики». «Я отношусь к тем экономистам, которые считают, что налоговая система не должна быть стимулирующей, -- признался министр. -- Многие меры поддержки оказываются неэффективными. Но имея разные позиции, мы идем на компромиссы, и поэтому у нас есть льготы и в налоговой, и в бюджетной сфере».
Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников обратил внимание на то, что в ближайшие два года на принятие решений в экономической сфере будет оказывать сильное влияние предвыборный цикл, в который входит страна. Алексей Кудрин согласно кивал головой. «Есть серьезные опасения, что Минфину удастся сдержать экспансию расходов», -- предположил г-н Синельников.
Одним из средств ограничения политического влияния на бюджет должна стать подготовленная Минфином программа повышения эффективности бюджетных расходов, которая в ближайшее время будет окончательно утверждена (в начале мая она одобрена правительством в целом). «Политики хотят избираться, а чиновники должны доказывать свою эффективность, которая сейчас определяется исходя из того, насколько выросли расходы по их направлению, -- обрисовал ситуацию директор департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. -- Когда же начинаешь анализировать, сколько средств необходимо для выполнения тех или иных возложенных на государственное ведомство функций, то оказывается, что денег уже достаточно».
То же самое касается и субъектов РФ. Алексей Лавров предлагает заняться расширением бюджетной самостоятельности регионов и одновременно «проводить воспитательную работу», убеждая местные власти, что социалка -- это их сфера ответственности. Для этого необходимо наведение порядка в тех льготах, которые предоставлены на федеральном уровне, а финансируются из региональных бюджетов. «Популистская политика российского правительства создала громоздкую систему социальных мандатов», -- признал Алексей Кудрин.
Из анализа ситуации с дефицитом ПФР, который, по расчетам министра, в следующем году будет около 1 трлн руб., следовало, что даже заметное увеличение фискальной нагрузки не решает имеющихся социальных проблем. Демографическая проблема у нас острее, чем в других странах. Сейчас на 128 работающих приходится 100 пенсионеров (в ведущих странах Европы -- 150--160 занятых на 100 работающих). К 2020 году наш показатель снизится до 112 работающих на 100 пенсионеров, а примерно к 2030 году их число сравняется. «Желая обеспечить достойную пенсию, нам надо проводить реформу социальных обязательств», -- предупредил министр.
Поэтому Алексей Кудрин убежден, что «пенсионный возраст неизбежно будет повышен». «Когда мы к этому придем -- через год или два (с учетом вступления России в предвыборный цикл скорее через два. --
Ред.), но это придется сделать. Если не поднимем пенсионный возраст, то пенсии нынешних пенсионеров будут очень низкими», -- предупредил министр.
«Выгоднее не допускать перегрева и наращивания расходов, чтобы затем не испытывать шоковое снижение государственных программ, -- убежден Кудрин. -- Нам необходимо внести коррекцию в структуру наших расходов, увеличивая или по крайней мере не снижая поддержку здравоохранения и образования, а другие статьи серьезно проинвентаризировать».
С Алексеем Кудриным заочно поспорила министр экономического развития Эльвира Набиуллина: «Не надо повышать налоги. Это приведет только к уклонению от них. Для сбалансированности бюджета надо работать не только над сокращением расходов, что надо делать безусловно, но и над увеличением доходов. Причем не путем повышения ставок, а создавая новую налоговую базу, новый бизнес, обеспечивая рост экономики».
И все-таки Алексей Кудрин не удержался от возможности свести счет в макроэкономическом споре между Минфином и Минэкономики в свою пользу. По его словам, посовещавшись с Эльвирой Набиуллиной, они одинаково ответили на вопрос ЕГЭ по обществознанию «Какие условия необходимы для развития экономики?». Из четырех предложенных вариантов ответа -- устранение неравенства доходов населения, увеличение расходов государственного бюджета, частная собственность на средства производства и превышение предложения над спросом -- они выбрали частную собственность. Естественно, два министра правильно ответили на вопрос для школьников, иначе это бы грозило конфликтом уже с Министерством образования. Рассказал Алексей Кудрин об этом недаром. Во-первых, он время от времени намекает своим оппонентам в правительстве, обвиняющим его в проведении политики, сдерживающей экономический рост, что в гораздо большей степени развитию экономики мешает слишком большая роль госкомпаний в ней. А во-вторых, г-же Набиуллиной под угрозой получения двойки по школьной программе пришлось согласиться с тем, что увеличение расходов бюджета не способствует развитию экономики.