|
|
N°105, 21 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под знаком Скорпиона
В Екатеринбурге уничтожают Театр танца
Чтобы создать театр с европейской репутацией, нужна масса сил, времени и таланта. Чтобы его уничтожить, нужен один муниципальный чиновник и равнодушие стоящей над ним власти. В Екатеринбурге скоро исчезнет одна из немногих российских трупп, реально существующих на карте мира искусств, а не только в городских отчетах, -- Театр танца.
Он был создан двадцать лет назад критиком Олегом Петровым. Ему надоело только смотреть на то, что предлагает местный театр оперы и балета, и он стал менеджером -- набрал труппу из артистов, уставших от провинциально-академической рутины, приглашал хореографов. Разумеется, нашел меценатов; разумеется, крутился как белка в колесе; труппа пережила пожар, уничтоживший репетиционный зал; несколько раз менялось название (были «Балет плюс» и «Институт танца»). Главным принципом худрука всегда был принцип европейского качества -- ему претил патриотический принцип «хоть плохонький да свой», и на работу он приглашал уже состоявшихся людей. Достаточно сказать, что для него ставили спектакли Пал Френак и Карин Сапорта; а для них репутация Петрова была гарантией качества труппы.
Труппа эта уникальна для России -- действительно уникальна, единственна. У нас в стране ведь линия фронта строго делит театры: или «классики» -- закончившие пусть самое жалкое, но стандартное хореографическое училище и долбающие по окраинам Китая замурзанного «Дон Кихота», или «современники» -- пламенные энтузиасты, прошедшие два десятка разномастных курсов и транслирующие ползанием по полу экзистенциальную печаль. Екатеринбургский Театр танца собирал людей с хореографическим образованием, но готовых к абсолютному эксперименту. В результате этот эксперимент и выглядит по-человечески, и смотрится как продукция немецкая или французская, без скидок на Уральские горы.
Или надо говорить -- «выглядел»? В следующем сезоне премьер не будет. Будет ли сам театр, неясно.
Все началось почти пять месяцев назад, 26 февраля. То есть на самом деле, конечно, раньше -- как только начальницей местного управления культуры стала Татьяна Ярошевская. Давно ставший муниципальным театр подчиняется именно ей. Театру по ее воле стали резко сокращать бюджет. А бюджет -- это же новые постановки; а смысла существования театра без качественных премьер Петров не видел. Раз конфликт, два конфликт... Знающие люди объясняли Петрову, что отношения с Ярошевской надо налаживать, но эти историки-кандидаты наук, они же никогда не знают, как себя вести в такой ситуации. Худрук запальчиво написал заявление об уходе: «В связи с хамскими выходками Ярошевской и ее разрушительной для городской культуры деятельностью». Начальница солнечно заявила: «У вас очень сильная труппа. Она может обойтись и без вас», -- и заявление подписала.
Да что за ерунда -- создатель театра? Подумаешь, фигура! Кого хотим -- того назначим. И назначили.
Естественным лидером театра был (и есть) ведущий танцовщик Александр Тихонов -- труппа именно его видит руководителем. Человек, сформировавшийся в Театре танца, -- независимый характер не раз приводил его к конфликтам с Петровым, но, выясняя отношения, Тихонов цепко всматривался во все то, что делает Петров, и учился -- как танцовщик и как возможный менеджер. Но его кандидатуру госпожа Ярошевская рассматривать не стала, не пожелав даже встретиться с Тихоновым и узнать его предложения по будущей работе театра. В середине мая директором театра назначили Светлану Петракову, ее заместителем -- Владислава Бобровича. Вот с тех пор труппу и лихорадит.
Госпожа Петракова -- директор конкурса «Мисс Екатеринбург»; господин Бобрович -- арт-директор ресторана «Золотой скорпион». (Сайт ресторана светится картинкой девушки топлес у шеста, предлагает сауну и апартаменты.) То есть понятно, что управление культуры считает культурой. Когда вздрогнувшие от этаких стилистических перспектив танцовщики кинулись писать письма мэру, госпожа Петракова сообщила, что у стриптиз-арт-директора -- балетное прошлое. Ну да. Бывает, что девушки известной профессии в юности оканчивают монастырскую школу, но никто ж их не назначает после этого игуменьями?
Кроме экстравагантных назначений, госпожа Ярошевская устроила Театру танца еще один сюрприз -- труппу организационно соединили с театром Татьяны Багановой «Провинциальные танцы». Баганова долго добивалась от города того, чтобы ее труппа стала муниципальной -- с этим связаны вопросы бюджета и балетных пенсий, да и в принципе понятно, что театр современного танца в России на самоокупаемости существовать не может. Известному хореографу можно только посочувствовать -- но что же за манера решать проблемы одного театра за счет другого? Театр танца всегда давал четыре спектакля в месяц, Баганова до того -- два спектакля в год. Госпожа Петракова уверяет, что бюджет у трупп будет раздельный, но вот вместо этих самых обычных четырех спектаклей в месяц у Театра танца в будущем сезоне уже запланировано только два... В результате артисты Театра танца озлоблены и на Баганову. Ситуация ничего вам не напоминает? Таганка, Любимов, Эфрос... Столкнуть лбами художников, чтобы доказать, что не они, а ты тут главный.
На днях труппа Театра танца написала очередное письмо мэру. Ответа нет. Из всей городской Думы артистов поддерживает один-единственный депутат -- Леонид Волков. По роду деятельности -- компьютерщик, то есть человек с чутьем на то, что такое технологии будущего. Будет ли будущее у Театра танца или просматривающие предложения о работе артисты просто разъедутся кто куда, увидим в ближайшее время. Вдруг проснется мэр? Вдруг губернатор обнаружит, что есть вот такой Театр танца? Зашевелится СТД (помогали же они в прошлом году Нижегородскому ТЮЗу, а там ситуация была менее вопиющей). Если же нет -- что ж, подготовленных артистов с радостью примут многие труппы. А Екатеринбург будет иметь тот театр, который заслуживает.
Анна ГОРДЕЕВА