Время новостей
     N°104, 18 июня 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2010
О крысах не спорят
Криминальный мир заинтересовался настенными граффити
Эпатажный британский уличный художник, известный миру под именем Бэнкси, судя по всему, окончательно закрепился в ряду наиболее коммерчески успешных представителей современного искусства. О том, что его граффити имеют не только социальный подтекст, но и вполне определенную коммерческую ценность, свидетельствуют участившиеся кражи работ Бэнкси. В конце мая с десяток его работ было похищено из галереи Art Republic в английском Брайтоне, а на днях стало известно, что в то же время со стены одного из домов в австралийском Мельбурне исчезла черно-белая крыса -- «фирменный» рисунок художника, уже более десяти лет эпатирующего публику по всему миру и умудрившегося сохранить анонимность. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на австралийское издание Age, крысу унесли вместе с дверцей счетчика воды, на которой она и была изображена. Злоумышленников пока не нашли, но полиция и в Великобритании, и в Австралии подозревает, что заказчиками преступлений были, мягко говоря, не отличающиеся щепетильностью коллекционеры или артдилеры.

Бэнкси, о котором доподлинно известно лишь то, что он родился и вырос в Бристоле, заявил о себе серией уличных картин еще в 90-е. Его фирменные граффити появлялись в разных частях света -- от рабочих кварталов английских городов и улиц палестинских поселений до фешенебельных микрорайонов американских мегаполисов. Пресса приписывала художнику то анархические, то пацифистские, то леворадикальные убеждения, в то время как сам он был занят помимо росписи стен созданием завесы таинственности вокруг собственной персоны. В последние пять лет цены на его картины стремительно росли -- Бэнкси стал просто модным. Приобрести нечто вышедшее из под его баллончика и трафарета поспешили многие звезды Голливуда -- сообщалось, что ряды поклонников этого лидера уличного искусства пополнились за счет Анджелины Джоли и Брэда Питта, Джуда Лоу и Киану Ривза, ему заказывала портрет супермодель Кейт Мосс (к слову, эту работу тоже недавно пытались похитить). Труды Бэнкси попали на Sotheby's и даже в Британский музей, эксперты в своих оценках оперировали суммами в десятки, а порой и в сотни тысяч долларов.

Именно на стремительный рост популярности Бэнкси и обратил внимание владелец дома в Мельбурне Митч Дауд. Этот австралийский город британский художник навещал в 2003-м, оставив в нем след, который, как теперь становится ясно, неизгладимым не назовешь. В апреле этого года одну из нарисованных Бэнкси крыс случайно закрасили представители коммунальных служб. Затем вернувшийся в конце мая после двухнедельного отсутствия дизайнер нижнего белья Дауд обнаружил в своем доме пропажу дверцы от водяного счетчика, на котором красовалась крыса с чемоданом. Крыса была гордостью Дауда -- той частью, на которой ее оставил Бэнкси, дом выходит на улицу, и все прохожие могли оценить маленького грызуна. Дизайнер не скрывает своего разочарования по поводу потери крысы. «Очень жаль, что, начитавшись статей о Бэнкси, люди решили, что она имеет какую-то ценность», -- посетовал Митч Дауд в интервью AFP. По его мнению, материальная доминанта в восприятии работ Бэнкси прямо противоречит идеям самого художника, который, «путешествуя по свету, создает свои картины для общества». Дауд считает, что автор граффити был бы очень разочарован, узнай он о том, что кто-то пытается нажиться на перепродаже или тем более воровстве картин.

Всплеск криминального интереса к работам Бэнкси совпал по времени и с появлением документального фильма «Выход через сувенирную лавку» -- на сей раз не графической, а видеопровокации, которую связывают с именем этого художника. Рекламный слоган этой картины утверждает, что зритель увидит «невероятно правдивую историю о том, как величайший фильм об уличной культуре так и не был снят». В Австралии ленту недавно презентовали на Сиднейском кинофестивале. В США выход этого фильма на экраны сопровождается вполне предсказуемой промоушн-кампанией -- художник отправился гастролировать по американским городам, в которых, естественно, стали появляться его фирменные граффити.

Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ