|
|
N°102, 16 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Они договорились
Меркель и Саркози «форсируют процесс» накануне саммита «большой двадцатки»
На этой неделе в Брюсселе главам 27 государств и правительств Евросоюза предстоит окончательно договориться о предложениях, с которыми Европа прибудет на саммит «большой двадцатки» в конце июня в канадский Торонто. Поздно вечером в понедельник по результатам встречи в Берлине канцлера ФРГ Ангелы Меркель и президента Франции Николя Саркози (на снимке) стало известно об их единой позиции. Германия и Франция усиливают свои требования в отношении необходимости введения налогообложения на финансовую деятельность.
«Мы недовольны теми решениями, которые были приняты после первой встречи «большой двадцатки», -- отметила г-жа Меркель. Этот саммит состоялся в конце сентября прошлого года в Питсбурге, США. Необходимо «форсировать процесс» регулирования финансовых рынков, заявила канцлер, выразив надежду, что на этот раз в Канаде «удастся выработать единые подходы». Разумеется, считает она, что отдельные страны могут действовать с соблюдением собственных особенностей. Речь, однако, идет об основополагающем принципе, согласно которому банковский налог является средством, избавляющим налогоплательщиков от дополнительной финансовой нагрузки по преодолению кризисов.
Вполне очевидно, что рассчитывать на безоблачные переговоры на саммите в Торонто европейцам не приходится. Слишком велика разница в подходах отдельных стран к вопросам регулирования в финансовом секторе. Упорное сопротивление ужесточению контроля и налогообложения в финансовой отрасли оказывают, например, Канада, Япония, Бразилия и Индия. Банкам этих стран удалось преодолеть финансовый кризис без государственных субсидий.
Впрочем, на встрече в Берлине Ангеле Меркель и Николя Саркози удалось продемонстрировать единый подход в отношении и внутриевропейских проблем. Как сказала г-жа Меркель, переговоры прошли «без теологических дебатов». Главным их итогом стала победа германских подходов к формированию единой позиции стран ЕС. Причем очевидно, что Николя Саркози пришлось скорректировать свой собственный курс, пойдя на определенные уступки Берлину. Оба политика заявили о необходимости проведения реформы экономической и финансовой политики Евросоюза. «Мы пришли к единому пониманию, что для этого нам необходимо экономическое правительство и усиление координации», -- заявил президент Саркози. Канцлер Меркель в связи с этим говорила о «сильном экономическом правительстве», в рамках которого главы государств и правительств 27 стран ЕС смогут согласовывать вопросы экономической и финансовой политики. Еще недавно, кстати, президент Франции настаивал на включении в такое экономическое правительство представителей лишь 16 ведущих стран ЕС. Также на встрече в Берлине Николя Саркози отказался от своей идеи создания специального секретариата еврозоны. И еще одна важная уступка, которой добилась германский канцлер: в Берлине г-н Саркози, как и г-жа Меркель, высказался за более жесткие наказания для стран еврозоны, которые в течение длительного времени не соблюдают критерии допустимого дефицита евро. Более того, Франция даже поддержала идею лишать такие страны права голоса в рамках Евросоюза.
Гостю из Франции федеральный канцлер в Берлине, похоже, не без удовольствия преподала уроки немецкой бережливости. Принятые правительством ФРГ меры по сокращению федерального бюджета г-жа Меркель назвала образцовыми и полезными для Франции. «Я убеждена, что мы сделали правильные шаги в правильном направлении, а Франции подобные шаги еще предстоят», -- сказала она, обращаясь к гостю. Еще накануне встречи из Парижа поступали сообщения о планах по сокращению бюджетных расходов до 2013 года на 45 млрд евро. Такой подход должен привести к снижению бюджетного дефицита с нынешних 8% ВВП до 3% -- того допустимого предела, который прописан в Пакте стабильности евро. Для сравнения: этот показатель в Германии по прошлому году составлял 3,2%.
Юрий ШПАКОВ, Берлин