|
|
N°137, 01 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Олигарх» закроет «Окно в Европу»
Новое российское кино в Выборге
С 9 по 17 августа в Выборге пройдет десятый фестиваль российского кино «Окно в Европу». Учредителями фестиваля являются Русско-Европейская киноассоциация (РЕКА), служба кинематографии Министерства культуры РФ, Союз кинематографистов РФ и Союз кинематографистов Москвы. Большой спонсорский вклад в организацию фестиваля вносит и правительство Ленинградской области.
Жюри основного конкурса (в нем участвуют 12 фильмов) в этом году возглавит режиссер Роман Балаян. Победители впервые кроме традиционных призов получат еще и денежные премии -- в честь 10-летнего юбилея фестиваля. В первый раз на кинофестивале будут вручены призы имени С. Ростоцкого и С. Кулиша -- «Открытие».
В рамках фестиваля в память о режиссере Станиславе Ростоцком в городе Высоцком будет установлена мемориальная доска. На фестивале будет также представлена ретроспектива «Кинематограф семьи Ростоцких».
Организаторы заявили, что фестиваль откроется внеконкурсным фильмом Александра Сокурова «Русский ковчег». Напомню, что продюсеры этой картины обещали показать ее и на «Кинотавре» в Сочи, и на ММКФ, но в последний момент находили благовидные технические и моральные причины отказа: в мире существует лишь одна копия с французскими титрами, показанная на фестивале в Канне. Российскую копию «Ковчега» изготовить не успели, но если камерность фестиваля «Окно в Европу» устроит мэтра, то шанс посмотреть новый фильм Сокурова будет. Закроет фестиваль фильм Павла Лунгина «Олигарх». Он, кстати, будет показан и в конкурсе Международного кинофестиваля в Локарно, который открывается сегодня.
Во внеконкурсной программе: «Война» Алексея Балабанова, «Звезда» Николая Лебедева, «Займемся любовью» Дениса Евстигнеева, «Любовник» Валерия Тодоровского, «Письма к Эльзе» Игоря Масленникова, «Антикиллер» Егора Кончаловского и другие новые отечественные ленты.
В конкурсе выделяются «Копейка» Ивана Дыховичного, «Кукушка» Александра Рогожкина, «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, «Одиночество крови» Романа Прыгунова, «В движении» Филиппа Янковского, «Дневник камикадзе» Дмитрия Месхиева... Многие фильмы уже побывали в этом году в конкурсной программе «Кинотавра». В номинации «Реванш» заявлена картина Валерия Рубинчика «Кино про кино». На «Кинотавре» многие посчитали несправедливым, что этот фильм остался без наград.
Фильмам -- участникам фестиваля уже с 22 августа обещан прокат в московских кинотеатрах «Ролан» и «Пять звезд».
Армен Медведев: «Ловить, услышать, не пропустить -- моя задача»
На вопросы нашего корреспондента ответил президент фестиваля «Окно в Европу» Армен МЕДВЕДЕВ.
-- Организаторы «Кинотавра» жаловались, что продюсеры стали диктовать свою волю фестивалю: заявляли фильмы, затем снимали их с конкурса, просили не включать в основной конкурс... Как в этом отношении идут дела у вас?
-- С продюсерами надо считаться и сотрудничать. С ними как с личностями у нас проблем не возникает. Но на нас отражаются их проблемы. Начиная от самой элементарной -- будет ли к началу фестиваля готова копия. Мы с каждым продюсером обговариваем все детали показа фильмов на фестивале. И естественно, представители Гильдии российских кинопродюсеров будут почетными гостями в Выборге. Ведь не секрет, что каждый фестиваль мечтает о премьерных показах. «Окно в Европу» не исключение.
-- В прошлом году в связи со смертью Саввы Кулиша вам пришлось срочно подключиться к организации фестиваля. В этом году вы уже полновластный хозяин...
-- Хозяин -- слово не очень удачное. Скорее можно говорить о мере моей ответственности. Если в прошлом году я помогал компании «Парадиз» в организации фестиваля, подхватил его в связи с трагической смертью Саввы Кулиша, то в этом году уже было нормальное рабочее состояние. Я отвечаю за этот фестиваль. И надеюсь, что не промахнулся.
-- Вы собираетесь что-то менять в концепции и организации фестиваля или «Окно в Европу» сохранит все, что в него заложили Савва Кулиш и Станислав Ростоцкий?
-- В моей судьбе так случалось, что я неоднократно принимал дела моих товарищей. И при жизни Саввы, и после его ухода я всегда говорил, что на фестивале в Выборге все так хорошо, так складно придумано, что делать резкие движения -- значит все испортить. Новое -- на почве разных идей, которыми сегодня живет Выборг, кинокомпания «Парадиз», -- прорастет само. Меняется время, меняется наш кинематограф, меняется ситуация в фестивальном движении. Ловить, услышать, не пропустить -- моя задача.
-- У вас в конкурсной программе много дебютантов. Немало российских дебютов было и на «Кинотавре», и на последнем Московском МКФ. Не боитесь резких критических отзывов? На XXIV ММКФ жюри Гильдии критиков даже учредило особый диплом для самой слабой картины в конкурсной программе и вручило его «Одиночеству крови» дебютанта Романа Прыгунова...
-- Мне все это напоминает времена РАППа, времена левых организаций, якобы интеллигентных, которые брали на себя смелость решать, что правильно в искусстве, а что нет, и издавали грозные коллективные директивы. У критиков ведь есть много возможностей -- писать, высказывать свое мнение, спорить, ругать и отказывать в признании, но в своих печатных органах. Когда это приобретает характер некой организованной акции, мне кажется, это нехорошо. У нас в Выборге такого произойти не может.
-- На «Кинотавре» министр культуры Михаил Швыдкой со сцены объявил, что с 2003 года «Кинотавр» официально станет единственным государственным кинофестивалем. Как это может отразиться на судьбе фестивале российского кино в Выборге?
-- В таком случае мы будем единственным негосударственным и самым интеллектуальным фестивалем российского кино.
Материал подготовила Вита РАММ