|
|
N°137, 01 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поборы на дорогах
Железнодорожники стремятся получить доходы из ничего
Сразу две железные дороги -- Северо-Кавказская и Западно-Сибирская -- были оштрафованы вчера теруправлениями Министерства по антимонопольной политике (МАП) за предоставление обязательных дополнительных услуг. Собственно, железные дороги вправе предлагать клиентам дополнительные услуги за дополнительные деньги. Однако, как показывает практика, железнодорожники так широко трактуют понятие «допуслуги», что в их число попадает чуть ли не вся их производственная деятельность. При этом творческая фантазия сотрудников МПС в деле поборов прямо-таки не знает границ.
Так с одной из подавших в МАП жалобу компаний Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД) брала деньги за перевод стрелок, за въезд автомобилей на территорию станции, за очистку территории после выгрузки контейнеров -- в общем, за все. Был в этом списке и совсем уж экзотический сервис стоимостью 503 рубля 80 копеек. Столько железная дорога взяла за «сдачу экзаменов работниками «Ростовкомбытопторга» на знание технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе». Кстати сказать, обязательный завтрак в вагонах «повышенной комфортности» также можно трактовать как нарушение антимонопольного законодательства.
Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в МАП, подобными играми занимаются абсолютно все железные дороги. «Мы запрещаем одни незаконные сборы, -- сказали корреспонденту газеты «Время новостей» в МАП, -- железнодорожники придумывают другие». Впрочем, иногда представители МПС игнорируют замечания МАП. За это пострадала Западно-Сибирская железная дорога, которой придется заплатить почти полтора миллиона рублей. Еще в ноябре прошлого года ей было выдано предписание прекратить сборы, не предусмотренные законодательством. Однако повторная проверка показала, что поборы продолжают взиматься, за что на железную дорогу и был наложен штраф.
СКЖД оштрафована на 598 тыс. руб. Теруправление согласилось с краснодарским госпредприятием «Приборсервис», что транспортники незаконно взимают с них 292 рубля за заключение договора на перевозку груза и 131 рубль за присвоение кода плательщика. Всего же, по данным Ростовского теруправления, за прошлый год СКЖД при заключении договоров незаконно получила почти 750 тыс. руб. Железной дороге придется вернуть эти деньги своим клиентам. «Договорами и расчетами за грузоперевозки занимается центр по обработке перевозочных документов, и расходы на него включены в тариф, -- пояснил газете «Время новостей» начальник отдела демонополизации Ростовского антимонопольного теруправления Виктор Тимофеев. -- И дополнительные сборы на самом деле являются поборами. Более точного определения не подберешь».
Свою активность в изыскании дополнительных средств транспортники объясняют, естественно, бедностью. Источник газеты «Время новостей» в управлении СКЖД заявил, что «дополнительный сервис» призван компенсировать доходы, потерянные из-за снижения тарифов на перевозку экспортно-импортных грузов, следующих через южнороссийские порты. Раньше плата за их транспортировку была в 3--4 раза выше обычного внутрироссийского тарифа. Но сначала МАП, а потом и арбитражные суды признали подобную практику незаконной. А более года назад прошел первый этап унификации тарифов. Теперь СКЖД, чья кредиторская задолженность, по некоторым данным, в 4 раза превышает дебиторскую, ищет новые способы доходов.
В общем, по мнению железнодорожников, МАП само виновато в том, что они добывают деньги такими экзотическими способами. Сохранили бы старые «богатые» тарифы, и проблем не было.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Вера СИТНИНА