|
|
N°101, 11 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лошадиное бессилие
Включение транспортного налога в цену бензина не сможет радикально увеличить поступления на содержание дорог
Решение о включении транспортного налога в цену топлива пока не предопределено. Об этом «Времени новостей» сообщили в Министерстве финансов, которому поручено представить свою точку зрения по данному вопросу к концу июня. Эксперты, опрошенные "Временем новостей", предупреждают, что решения, устраивающего абсолютно всех и справедливого со всех точек зрения, не существует.
Новую жизнь в давнюю идею противников нынешнего механизма взимания транспортного налога в конце мая вдохнул вице-премьер Сергей Иванов. После заседания правительственной комиссии по транспорту он сообщил, что правительством рассматривается возможность отмены транспортного налога уже с 2011 года с одновременным повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы. Эта инициатива рассматривалась в рамках исполнения данного по итогам состоявшегося в ноябре 2009 года в Ульяновске заседания Госсовета поручения президента Дмитрия Медведева восстановить дорожные фонды в качестве источников целевого финансирования дорожного строительства.
На прошлой неделе вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что идея повышения акциза на бензин для направления средств в дорожный фонд «скорее всего в определенной разумной мере будет поддержана» Минфином.
«Говорить о том, что позиция Министерства финансов по вопросу переноса транспортного налога на акциз существует, пока преждевременно, -- заверил газету «Время новостей» начальник отдела имущественных и прочих налогов Министерства финансов Алексей Сорокин. -- Сейчас идет сбор информации с других министерств». При этом чиновник не скрывал, что заключение может быть отрицательным.
Пока правительство не придумало новый механизм взимания топливных акцизов, Государственной думе в минувшую пятницу пришлось отклонить аналогичное предложение депутатов от ЛДПР Игоря Лебедева и Максима Рохмистрова. В феврале этого года они внесли в нижнюю палату законопроект, предусматривавший взимание транспортного налога не с владельцев транспортных средств в зависимости от мощности техники в лошадиных силах, а с заправочных станций путем включения налога в цену реализуемого физическим лицам топлива. Право устанавливать конкретную ставку налога в пределах от 3 до 6% от розничной цены бензина с учетом НДС и акцизов предлагалось оставить регионам.
Депутатский проект в марте этого года в принципе поддержали в Совете Федерации. Сенаторы сочли справедливым, что транспортный налог будут платить те, кто больше ездит. Такая система принята во многих странах мира, в том числе в США. «Справедливость подобного порядка -- главный аргумент в его пользу. Да и собираемость будет больше, -- считает руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» Владислав Григоров. -- С другой стороны, это может ударить больше по бедным, которые пользуются отечественными и старыми неэкономичными машинами. Но зато подтолкнет людей на замену автопарка на более экономичный. Так что и в этом ничего плохого нет».
Сейчас, когда транспортный налог привязан к лошадиным силам, владельцы подержанных, относительно недорогих, экологичных, но мощных иномарок стоимостью 8--12 тыс. долл. вынуждены «платить за эту мощность, которую в городе никоим образом не используешь», такой же налог, как владельцы шикарных и очень дорогих иномарок стоимостью 80--100 и более тысяч долларов, обращает внимание на еще одну несправедливость лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Включение налога в цену топлива, по словам г-на Лысакова, позволит решить проблему «офшорных» зон по транспортному налогу. Например, таких как Чувашия, где специально держат низкий транспортный налог, стимулируя регистрацию там транспорта из других регионов. По словам лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, взимание транспортного налога непосредственно на автозаправочных станциях кроме всего прочего автоматически создаст справедливые условия для распределения налога между регионами.
Но правительство прислало на законопроект депутатов отрицательный отзыв. Главным аргументом против предложенного механизма стало требование Налогового кодекса, в соответствии с которым у каждого налога должна быть своя база налогообложения и не допускается двойное налогообложение. В правительстве обратили внимание, что реализуемое автомобилистам топливо уже содержит в себе топливный акциз.
Профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам также не поддержал идею депутатов. Его члены посчитали несправедливым, что транспортный налог будут платить только физические лица, а коммерческие перевозчики смогут от него уйти. Это неизбежно породит схемы уклонения от налогообложения и граждан. Дискриминационным сочли и то, что от налога будут избавлены владельцы транспортных средств, использующих альтернативные источники энергии (корабельный мазут, авиакеросин, сжиженный газ, электричество, биотопливо), а также водные и воздушные суда без двигателей.
Зато транспортным налогом окажутся обложены владельцы загородной недвижимости, отапливающие свои дома соляркой, а освещающие -- с помощью бензиновых генераторов. Да и в целом, полагают в комитете, повышение акцизов на топливо приведет к росту цен на бензин, «увеличению удельной составляющей транспортных издержек», перекладыванию их на все перевозимые грузы. В результате чего «за снижение налоговой нагрузки на владельцев транспортных средств будут расплачиваться потребители, которые не являются владельцами такого рода средств», то есть все граждане.
Сторонники переноса транспортного налога на бензин не намерены сдаваться. Чтобы избежать двойного налогообложения, заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету Вячеслав Новиков предлагает отказаться от акциза, включив его в своеобразный налог с продаж топлива. «В свое время налог с продаж отменили, потому что он по своей налоговой базе дублировал НДС», -- напоминает генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков.
По поводу сложности администрирования нового порядка взимания налога также нет единой точки зрения. «Администрировать акциз сейчас легче, так как его платят производители топлива, НПЗ. Их мало, они в основном относятся к разряду крупных налогоплательщиков, -- поясняет г-н Андряков. -- Налог с продаж падет на бензоколонку. В целом количество налогоплательщиков возрастет в сотни или тысячи раз».
Виктор Похмелкин предлагает посмотреть на эту проблему с другой стороны: «Сами посудите, что проще -- иметь дело с 40 млн автовладельцев или 40 тыс. автозаправочных станций». Транспортный налог в среднем по стране собирается примерно наполовину. Тогда как при переносе его на бензин «собираемость будет стопроцентной».
Одним из аргументов против включения транспортного налога в цену топлива стала невозможность сохранить льготы ветеранам и инвалидам, которые сейчас освобождены от уплаты транспортного налога. Вячеслав Новиков уверен, что решить эту проблему можно по аналогии с жилищными субсидиями. «Льготники смогут предъявлять чеки на бензин, и малоимущим определенная сумма будет возвращаться», -- считает сенатор.
Но к трансформации транспортного налога в налог с продаж топлива г-н Похмелкин относится отрицательно. «Я всегда предлагал включать в стоимость бензина именно транспортный налог в твердой сумме», -- заявил лидер Движения автомобилистов России. Он обращает внимание, что оборотный налог будет автоматически увеличиваться по мере роста цен на бензин, в чем окажутся заинтересованы все, кроме потребителей. С ним согласен Вячеслав Лысаков: «Сумму надо делать не процентную, а абсолютную». По его расчетам, новая фискальная составляющая в цене литра бензина должна быть не более полутора рублей.
Размер налога должен быть примерно таким, чтобы собираемые по нему суммы соответствовали нынешним сборам транспортного налога и топливных акцизов, полагает сенатор Вячеслав Новиков. Сторонники включения налога в акциз говорят о 50--60 коп. прибавки к цене каждого литра бензина. Таким повышением большинство водителей не напугаешь. Иногда цена растет на такую величину между двумя заправками автомобиля. При налоге 3--6% на розничную цену бензина речь идет уже о 0,7--1,5 руб. прибавки к цене каждого литра.
Самые большие споры возникают по поводу выгодности нынешнего и нового способа налогообложения для разных категорий потребителей. В очевидном выигрыше окажутся владельцы мощных, в том числе очень дорогих, автомобилей с небольшим годовым пробегом. Некоторые на форумах на своих личных примерах подсчитали, что даже при увеличении акциза на 2 руб. они сэкономят десятки тысяч рублей в год.
Но в целом налоговая нагрузка на экономику скорее всего увеличится. Не зря глава Минфина Алексей Кудрин назвал идею замены транспортного налога повышенным акцизом на топливо в ряду предложений об увеличении фискальной нагрузки на экономику. «Вряд ли это можно рассматривать как некое ослабление налогового бремени. Государство не откажется от какой-то части своих доходов. Бюджет настроен на то, чтобы пополняться», -- уверена руководитель налоговой практики юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова.
«В любом случае речь идет об увеличении акциза, и немаленьком, -- признал Алексей Сорокин из Минфина. -- По расчетам Минтранса, опиравшимся на данные 2009 года, рост цен на бензин за счет увеличения акцизов составил бы 40 коп. за литр. Но в любом случае такая сумма не получается, прибавка будет больше, а сколько -- надо считать». Он напомнил, что сборы транспортного налога по итогам 2009 года составили 62 млрд руб. Ежегодно они растут примерно на 10 млрд руб. Если такая картина сохранится до 2013 года, то это будет уже 100 млрд рублей.
От перераспределения налоговой нагрузки в первую очередь проиграют транспортные компании. Эксперты вслед за думским комитетом по бюджету и налогам не видят возможности компенсировать потери коммерческим перевозчикам. «Дать им какие-то преференции -- это значит создать преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, что противоречит принципу равного налогообложения», -- отмечает г-жа Леоненкова. «В тех странах, где транспортный налог заложен в цену бензина, транспортные организации платят налог по отдельной ставке. И для них установлены на всех бензозаправках отдельные колонки. Это надо делать обязательно, иначе коммерческие перевозчики просто разорятся», -- предлагает Виктор Похмелкин.
Однако другой защитник интересов коммерческих перевозчиков -- Вячеслав Лысаков уверен в обратном: «Я разговаривал с транспортниками. Топливо все равно дорожает. Но здесь мы будем знать, что эти деньги идут в дорожные фонды». При этом он предлагает «обязательно пропечатывать в чеке размер нового акциза, чтобы водитель видел, какая часть его денег идет на дороги». К тому же транспортники станут платить налог не одномоментно, выдергивая из оборота огромные средства, а постепенно, по мере заправки автомобилей. Одновременно г-н Лысаков полностью согласен с оценками ФАС, которая считает, что цена топлива у нас на 15--20% завышена. «После того как Высший арбитражный суд признал справедливыми претензии ФАС к ТНК-ВР, надеюсь, что наши нефтяные монополисты придут в чувство и задирать просто так цены на топливо не будут», -- мечтает г-н Лысаков.
Топливный акциз и без того увеличится с 1 января 2011 года в связи с переходом на новую систему его начисления, напоминает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Сейчас акциз зависит от октанового числа и составляет около 4 тыс. руб. на тонну бензина и 1,2 тыс. руб. на тонну дизельного топлива. С будущего года акциз будет устанавливаться в зависимости от экологических характеристик и на наиболее ходовые сорта бензина составит 4,3 тыс. руб. на тонну, а на солярку -- 1,3 тыс. руб. А из-за переноса на топливо транспортного налога цена бензина, по некоторым расчетам, вырастет не менее чем на 10%, предупреждает г-н Аркуша.
Но в любом случае для наполнения дорожных фондов хотя бы объемами, которые сейчас реально выделяются на дорожное хозяйство, транспортного налога и топливных акцизов будет маловато. По данным ФНС, в 2009 году акциз на автомобильный бензин, масла и дизельное топливо был собран в объеме 145 млрд руб. Он полностью поступил в распоряжение региональных бюджетов путем перераспределения между регионами с учетом протяженности транспортной сети. Транспортный налог в региональные и муниципальные бюджеты как с физических лиц, так и с организаций поступил в объеме 62 млрд руб. При этом, по данным «Росстата», на дорожное хозяйство в 2009 году бюджетами всех уровней было израсходовано в десять раз больше -- 600 млрд рублей.
К идее возрождения дорожных фондов эксперты относятся очень настороженно. «На фоне общей линии на повышение эффективности бюджетных расходов решение о создании дорожного фонда уже выглядит странновато», -- полагает советник Института современного развития Никита Масленников. По его мнению, положительной стороной этой идеи является лишь появление «некоей определенности правил игры, конкретного распорядителя бюджетных ресурсов». Но, с другой стороны, опыт функционирования фонда в прошлые годы доказал его ограниченную эффективность. «По расчетам Всемирного банка и независимых экспертов, в дорожном строительстве неэффективно расходуется не менее 25--30% выделяемых средств. У нас в дорожном хозяйстве серьезный разрыв в производительности труда с развитыми странами -- в два-три раза. Поэтому следовало бы сначала предложить четкую, понятную программу снижения расходов, повышения эффективности. А затем, если возникают непреодолимые дыры, поднимать вопрос о повышении акцизов на бензин или о других источниках формирования дорожного фонда», -- убежден г-н Масленников.
Об эффективности расходования средств на дорожное хозяйство много говорит и официальная статистика. По данным «Росстата», из 600 млрд руб., освоенных дорожным хозяйством в прошлом году, 130 млрд было израсходовано в декабре.
Получается, что с точки зрения налогоплательщиков увеличить транспортный налог можно и без роста цен на бензин -- за счет снижения спекулятивной накрутки производителей топлива, а повысить качество российских дорог реально и без роста расходов на дорожное хозяйство -- за счет более рационального использования уже имеющихся средств.
В Министерстве транспорта пока отказались комментировать свои предложения по переносу транспортного налога в акциз на топливо и по созданию дорожного фонда, объяснив отказ тем, что как раз сейчас рабочие группы обсуждают окончательные формулировки этих инициатив. Но там понимают, что одного транспортного налога или топливных акцизов для наполнения дорожных фондов недостаточно.
Ранее сообщалось, что Минтранс только для наполнения федерального дорожного фонда предлагает направлять в него акцизы на автомобили, мотоциклы, а также НДС от продажи транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России. Кроме того, речь шла о части налога на прибыль и о таких неналоговых платежах, как плата за большегрузные транспортные средства. По подсчетам Минтранса, все эти источники позволят аккумулировать в фонде до 475 млрд руб. Этих денег как раз должно хватить на содержание и ремонт бесплатных федеральных дорог.
Такое масштабное перераспределение средств в пользу федерального центра грозит оставить без средств не только региональные дорожные фонды, но и бюджеты. «С точки зрения межбюджетных отношений это еще одна централизация ресурсов», -- убежден Владислав Григоров. При этом собранные деньги все равно полностью не покроют потребности в финансировании дорожного строительства. «Если мы все наши потребности будем закладывать в бензин, то у нас экономика рухнет. Поэтому все равно нужно будет делать целевые программы по дорожному строительству, финансировать которые придется дополнительно из бюджета», -- предупреждает г-н Григоров.
Регионы имели определенные права по установлению ставок транспортного налога. Если этот налог у регионов забирают, сокращаются их полномочия. «Мы отходим от принципов бюджетного федерализма, в соответствии с которым доходные источники регионов ими же должны управляться. Регионы теряют всякие стимулы к развитию своей налоговой базы», -- полагает Александр Андряков.
«Дорожные фонды нужны для того, чтобы часть доходов была целевой и не могла тратиться ни на что, кроме как на дорожное хозяйство, чтобы не происходило уменьшение средств, идущих на дороги», -- поясняет сенатор Вячеслав Новиков. При этом должен появиться не только федеральный дорожный фонд, который будет отвечать за состояние сети федеральных дорог общего пользования, но и региональные фонды, которые будут самостоятельными структурами и станут отвечать за состояние региональной автодорожной сети.
В Федеральном дорожном агентстве к появлению посредника между ними и бюджетом относятся спокойно. Глава пресс-службы «Росавтодора» Андрей Меньшов заявил "Времени новостей": «Мы строим дороги. А как бюджет выделяет деньги на это -- напрямую, через дорожный фонд или как-то еще, это вопрос к Минфину».
Андрей СУСАРОВ