|
|
N°100, 10 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нечеловеческий фактор
Беспилотники завоевывают небо
Американская компания Rockwell Collins вчера на проходящем в Берлине международном авиакосмическом салоне ILA-2010, представила доклад о развитии пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. Как считает Дэвид Вос, старший директор Rockwell Collins по технологиям управления полетами, уже через 10--15 лет эти разновидности крылатых машин будут тесно взаимодействовать в рамках интегрированного воздушного пространства. Идею о стирании грани между пилотируемыми машинами и летающими роботами разделяют и другие участники юбилейного, сотого по счету авиасалона ILA. Сразу несколько компаний представили на выставке аппараты нового класса, которые способны быть и пилотируемыми, и беспилотными. Эти машины уже получили сокращенное название OPV (от английского optionally piloted vehicle).
Например, австрийская Diamond Aircraft в партнерстве с американской Aurora Flight Sciences показала гибрид на базе легкого двухмоторного самолета DA42-OPV Centaur. Первый испытательный полет намечен на сентябрь. Экземпляр этой машины, предназначенной для военного использования, уже находится в США, где он будет проходить сертификацию по местным стандартам.
Г-н Вос упомянул, что американская вертолетостроительная корпорация Sikorsky работает над беспилотным вариантом своего знаменитого семейства армейских вертолетов Black Hawk. В России его лучше всего знают по голливудскому боевику «Черный ястреб». Германская OHD-System в партнерстве с другими компаниями предложила патрульное воздушное судно на основе планера с мотором Stemme S15. Машина представлена в двух экземплярах. Один из них полностью переоборудован в беспилотный, а второй -- может возить человека, а может и обойтись без него.
Rockwell Collins считает, что главное в развитии беспилотных аппаратов -- создать автоматизированные системы управления воздушным движением, которые позволили бы гарантировать безопасное взаимодействие беспилотников с другими летательными аппаратами, в том числе и самыми простыми типа парашютистов и дельтапланеристов. Компания сумела заразить своими идеями авиационные и военные власти США. Федеральная авиационная администрация разработала программу перестройки национальной аэронавигации, получившую название NextGEN. В ней упор сделан на внедрение разработанной Rockwell Collins технологии ADS-B, позволяющей летательным аппаратам (в том числе беспилотникам) автоматически обмениваться сигналами о своем местоположении. В марте сенат США одобрил выделение 34,5 млрд долл. на программу NextGEN и предусмотренные ею автоматические навигационные технологии.
Михаил КУКУШКИН, Берлин