|
|
N°137, 01 августа 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Делить -- не переделить
Дискуссии о статусе Каспийского моря не видно конца
Следующий саммит «каспийской пятерки» (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения) состоится в Тегеране, правда неизвестно когда. Зато известно точно, когда и где состоится следующее заседание пятисторонней специальной рабочей группы (СРГ) по Каспию на уровне специальных представителей глав государств -- в ноябре в Баку.
С формальной точки зрения этими сообщениями и исчерпываются результаты завершившегося в иранской столице двухдневного заседания СРГ. Впрочем, никто и не ожидал сенсационных прорывов в обсуждении ставшей уже хронической проблемы раздела Каспия, возникшей 10 лет назад после распада СССР и усугубившейся открытыми за эти годы огромными нефтегазовыми месторождениями в акватории моря. Тем не менее, во всяком случае по мнению российских переговорщиков, тегеранское совещание следует считать успешным. Каспийская пауза, обозначившаяся после неудачного ашхабадского саммита президентов пяти государств, закончена. К политической декларации, так и оставшейся не подписанной в Ашхабаде, решено не возвращаться и вновь сосредоточиться на исконной проблеме -- подготовке Конвенции по юридическому статусу Каспийского моря. И хотя никаких подвижек в позициях сторон (Иран вновь повторил свои претензии как минимум на 20% моря при его будущем разделе, что по-прежнему неприемлемо для других прибрежных стран) в Тегеране не возникло, дискуссии на эту тему решено продолжить в Баку.
Что же касается остальных аспектов совместной жизнедеятельности на Каспии, как то: рыболовство, судоходство, экология, транспорт и энергетика, то в рядах СРГ подобного консенсуса достичь не удалось. Практически готовые соглашения по рыболовству и охране биоресурсов так и не были согласованы из-за позиции Туркмении, возражающей против принятия каких-либо соглашений до решения вопроса о статусе Каспия. Ашхабад не согласен с позицией России, поддерживаемой Азербайджаном и Казахстаном, которые считают возможным поэтапное решение всех проблем, идя, так сказать, от частного к общему.
Позиция Тегерана выглядит менее категоричной, иранцы готовы принять все решения в «пакете», то есть все соглашения могут быть сведены воедино и подписаны одновременно. В результате такие, в буквальном смысле, животрепещущие и не терпящие отлагательств вопросы, как упорядочение рыболовства и сохранение уникальной экосистемы Каспия, остаются замороженными на неопределенное время, а если называть вещи своими именами -- на долгие годы. Потому как окончательный раздел Каспия, как иногда представляется, может состояться не раньше, чем будут извлечены все его несметные запасы углеводородов. С этой точки зрения весьма многозначительным кажется достигнутая в Ашхабаде договоренность президентов «каспийской пятерки» впредь встречаться регулярно, по мере готовности достичь определенных компромиссов по разделу моря: такие саммиты чаще чем раз в год не проводятся, вот и считайте, сколько их еще будет.
Гораздо быстрее движется процесс освоения каспийских ресурсов, что и было засвидетельствовано в Тегеране. Замминистра иностранных дел Ирана Халаф Халафов сообщил о продолжении переговоров с Ираном относительно спорных месторождений на Каспии, что может расконсервировать их разработку. Подтвердил он также, что в ближайшее время Гейдаром Алиевым и Владимиром Путиным будет подписано азербайджанско-российское соглашение по разделу каспийского шельфа, которое даст возможность начать работы на Яламо-Самурском нефтяном месторождении, лежащем на стыке участков, находящихся под российской и азербайджанской юрисдикцией. Об этом говорит и подписанный президентом России 30 июля закон, позволяющий использовать Яламо-Самурское и Центральное (пограничное с Казахстаном) месторождения на Каспии на условиях соглашения о разделе продукции (СРП).
Пожалуй, стоит отметить еще один косвенный -- для России -- успех тегеранского совещания. Оно состоялось накануне начинающихся сегодня учений российской Каспийской военной флотилии, самых масштабных за всю ее историю. Еще пару месяцев тому назад, когда президент Путин, остановившись по пути из Ашхабада в Астрахани, объявил об их проведении, Тегеран не скрыл своей крайней озабоченности демонстрацией Москвой военной силы и даже обещал принять ответные меры. И можно было ожидать, что нечто подобное произойдет в иранской столице и в ходе работы СРГ. Но не произошло. Российская делегация упредила такую возможность, представив участникам совещания материалы с изложением целей и задач учений и даже их игровым сценарием.
Аркадий ДУБНОВ