Вчера глава правительства Владимир Путин посетил Стамбул. Основной целью визита было участие в саммите Совещания по вопросам доверия в Азии, хотя мероприятие проходило как раз в европейской части города. На сей раз внешнеполитический контекст визита преобладал над экономическим. В Турции Владимир Путин, хотя и не всегда по своей инициативе, сделал ряд политических заявлений.
С самого утра у российского премьера была запланирована встреча с турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Рабочий завтрак затянулся, в результате совместное заявление началось с опозданием на час, одновременно с началом пленарного заседания саммита. Но можно с уверенностью утверждать, что в данном случае обычная церемония подписания межгосударственных документов (соглашение по ядерной безопасности и взаимной безопасности туристов), если учитывать сопровождавшие ее заявлений двух премьеров, превзошла дискуссию на самом саммите.
Глава турецкого правительства поделился планами по достижению в течение пяти лет объема товарооборота с Россией в 100 млрд долл. (в 2009 году он составил 23 млрд). После чего г-н Эрдоган перешел к политическим проблемам. «Мы получили возможность обсудить недавние события -- нападение (Израиля.--
Ред.) на судно с гуманитарной помощью. В этом деле мы пользуемся поддержкой России и выражаем благодарность за четкое выражение российской позиции.
Гуманитарная помощь из 32 стран, безоружные гражданские лица подверглись нападению -- это не может быть оправдано. Турция на всех международных платформах будет защищать права, и по мере торжества справедливости мы получим утешение», -- заявил турецкий премьер.
Владимир Путин выражался яснее и лаконичнее: «На фоне трагедии с гуманитарным конвоем данная конференция важна вдвойне. В двусторонних отношениях мы стремимся к тому, чтобы во всем регионе восторжествовал мир, порядок, международное право и законность. Все, что зависит от премьеров, будет, безусловно, сделано».
Вопрос, поступивший от российских журналистов, вернул премьеров к экономической тематике. Пресса поинтересовалась, как участие Турции в азербайджанском газовом проекте
(см. "Время новостей" от 8 июня) скажется на поставках российского «голубого топлива». Гг. Эрдоган и Путин заверили, что не скажется: турецкий рынок в значительной степени удовлетворяется именно поставками из России, и, по мнению нашего премьера, в лучшем случае азербайджанский газ будет замещать недопоставленное топливо из Ирана. Г-н Путин не упустил возможности еще раз пройтись и по проекту конкурента "Голубого потока" -- газопровода «Набукко», который также предполагается наполнять газом из Азербайджана: «Мы уже говорили -- одного газа из Азербайджана для наполнения «Набукко» недостаточно. Мы обсуждали совместный российско-турецкий проект «Голубой поток-2» с возможностью ответвления в третьи страны -- вот это живой проект, обеспеченный ресурсами».
Возникла и еще одна тема, связанная с «Голубым потоком-2», -- строительство ответвления в Израиль, которое оказалось под вопросом из-за инцидента с "флотилией свободы". Израиль из проекта действительно исключат. «Не нужно спекулировать на человеческой трагедии. Проблема здесь в другом -- по имеющимся сведениям, Израиль нашел газ у себя на шельфе, и скорее всего «Голубой поток-2» не может быть продлен даже по экономическим соображениям», -- заявил российский премьер.
По сути ситуации вокруг «флотилии свободы» Владимир Путин все же уточнил российскую позицию: «Мы выразили не только озабоченность, но и осуждение, в том числе мы сожалеем о том, что инцидент случился в нейтральных водах, и исходим из того, что подобное не должно повториться. Мы понимаем чувства Турции и выражаем соболезнования».
Г-ну Путину пришлось также сделать заявления по поводу
карабахского конфликта. Журналистка из Азербайджана обратилась к российскому премьеру с настойчивым призывом повлиять на вторую сторону -- Армению. Но Россия в данном случае не будет никого принуждать к миру: «Разрешение конфликта зависит от Азербайджана и Армении. Это сложная проблема, и ее решение должно быть возложено на руководителей и народы двух стран, остальные государства могут быть только гарантами. Нужно набраться терпения и идти к согласованию позиций. Мы готовы подставить плечо, но не готовы подменить какую-либо сторону. Нас связывает многовековая история с обеими странами, и мы не хотим, чтобы нас обвиняли в оказывании давления».
Киргизский корреспондент также обратил внимание российского премьера на свои внутренние проблемы, поинтересовавшись, что Россия собирается делать с американской военной базой на территории Киргизии. «Это исключительная компетенция принимающей стороны», -- логично ответил г-н Путин.
Выступая затем на пленарном заседании саммита Совещания по вопросам доверия в Азии, российский премьер призвал международное сообщество к тщательно обдуманным действиям: «Трагический инцидент с «гуманитарным караваном» вызвал новое обострение обстановки. Глубоко обеспокоены столь грубым нарушением общепризнанных международно-правовых норм. Считаем, что главное -- сбить накал страстей, тщательно и всесторонне во всем разобраться, нельзя допустить, чтобы на Ближнем Востоке вспыхнул новый пожар».
Из двусторонних встреч самым продолжительным и насыщенным оказалось общение с президентом Украины Виктором Януковичем. Понятно, что и тут без газа не обошлось. Глава Украины вчера в очередной раз благодарил: «Мы, конечно, благодарны вам и президенту Медведеву за то, что вы помогли Украине в решении очень для нас актуального вопроса цены газа, это позволило нам уже в этом году сбалансировать бюджет". Г-н Янукович также предложил России выступить «в качестве партнера не только при транспортировании и потреблении газа, но и по совместной добыче -- мы готовы были бы обменяться какими-то активами с Россией, чтобы сделать совместную кооперацию, чтобы мы вошли в добычу нефтепродуктов, газа в России. Украина тоже имеет такие возможности: допустим, мы бы вас видели партнером по добыче газа, нефти на шельфе Черного моря». А взамен попросил: «Строительство двух новых блоков на Хмельницкой и Ровенской атомных электростанциях -- это то, что сейчас нам очень необходимо. И мы бы хотели получить также возможность прокредитовать строительство этих заводов российскими банками».
С президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым разговор проходил полностью за закрытыми дверями, а уже поздно вечером российский премьер встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.