|
|
N°99, 09 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не надо грязи
Иностранным экологам впервые позволили проинспектировать российские реки
В начале нынешней недели причал на Английской набережной в Петербурге покинул германский клипер «Белуга II» организации "Гринпис". Он почти месяц ходил по российским рекам -- из Петербурга по Волго-Балтийскому пути доплыл до Москвы, оттуда направился в Ярославль, а затем перед отплытием к порту приписки вернулся в Питер. Такое случилось впервые. «Белуга II» вообще совершила первое путешествие по зарубежным странам и впервые иностранное судно было допущено во внутренние водоемы России, к тому же для экологических исследований.
Как рассказали участники экспедиции, их задачей был сбор проб и анализ воды рек, на берегах которых стоят крупные промышленные города, чтобы в конечном итоге добиться от властей полного запрета на сброс в реки неочищенных промышленных стоков, в том числе через систему канализации.
Клипер «Белуга II» сам по себе замечательный парусник. Это единственное судно из всех кораблей "Гринписа", которое было построено специально для организации, к тому же по самым высоким экологическим стандартам: он идет, главным образом, под парусами, все собственные сточные воды собираются в специальный резервуар под днищем корабля в соответствии с принципом «ни капли за борт». На борту «Белуги» есть своя мини-лаборатория, которая позволяет делать экспресс-анализы воды. Но более точный и глубокий анализ основной части проб будут делать в стационарных лабораториях России и Великобритании.
Во время экспедиции по российским рекам экологи собирали пробы воды с поверхности водоема, с глубины и даже брали образцы донных отложений. По данным "Гринписа" и российских независимых экологов, ежегодно в реки и другие водоемы России сбрасывается 17 кубических километров неочищенных сточных вод.
Экспедиция началась с исследования злополучного Красного Бора -- полигона токсичных отходов, построенного еще в 60-е годы прошлого века. Тогда его строили якобы на пять лет, но он и по сей день находится на своем месте, а сливаемые в него отходы распространяются через подземные источники и реку Большую Ижорку. Это, по мнению экспертов "Гринписа" и ХЕЛКОМ (Хельсинкская комиссия -- комиссия по защите морской среды Балтийского моря), одна из самых горячих точек российской экологии -- как показали сделанные сейчас экспресс-анализы, загрязнение по некоторым элементам превышает норму от 20 до 600 раз, а по фенолам превышает допустимую норму в две тысячи раз. Фактически Красный Бор -- ядовитая бездонная яма, через которую утекают не только ядовитые стоки, но и огромные бюджетные средства, которые Россия тратит на «поддержание безопасности» этого района.
Возвращаясь в Петербург, сотрудники «Белуги II» увидели в реке Славянке огромное пятно -- из трубы на берегу в реку вытекали странные сточные воды. Анализ показал 100-процентную токсичность этих сточных вод. "Гринпис" обратился в «Росприроднадзор», прокуратуру, к журналистам. У «Росприроднадзора» не оказалось катера или моторной лодки, чтобы выехать на место сброса. В результате "Гринпис" сам отвез чиновников на место. Уже на следующий день прокуратура сообщила об обнаруженной мертвой рыбе на месте стока. Официальные власти так и не смогли ответить, кому принадлежит эта ядовитая труба, хотя за экологию на этой территории отвечают семь организаций -- от «Росприроднадзора» и природоохранной прокуратуры до водоканала и комитета по природопользованию.
Данные о загрязнении остальных рек по пути следования «Белуги II» по Волго-Балтийскому пути экологи получат из лабораторий не раньше чем через две-три недели. Но уже сейчас, по мнению экспертов, можно говорить об очень плохом состоянии воды и вблизи Москвы, и возле Ярославля.
"Теперь у нас есть пробы воды из многих рек -- Ижоры, Сяси, Ягорбы, Кошты, Шексны, Москвы-реки, -- говорит Дмитрий Артамонов, руководитель петербургского отделения "Гринписа". -- Предварительные данные будут обнародованы на встрече ХЕЛКОМ в Москве, а к концу года мы подготовим полный отчет о состоянии воды в реках между двумя столицами.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург