|
|
N°136, 31 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога для ракетного топлива
До экологической катастрофы в Литве -- пять лет
Министру обороны России Сергею Иванову так и не удалось решить застарелую проблему вывоза с территории Калининградского анклава отработанного токсичного ракетного топлива для его утилизации на российских заводах. Эта тема была главным предметом обсуждения во время его визита в Литву, где он встретился со своим коллегой Линасом Линкявичусом.
Министры обороны России и Литвы договорились в ближайшее же время посадить за стол экспертов, чьи предложения будут направлены в министерства иностранных дел двух стран для последующей реализации. Вопрос этот неоднократно обсуждался министрами иностранных дел, премьерами и даже президентами, но решения до сих пор нет. Позиция Вильнюса неизменна: закон запрещает перевозку по территории Литвы военного имущества иностранных государств без исключений.
Тем временем на территории Калининградской области скопилось более 1600 тонн отработанного ракетного топлива -- горючего и окислителя. По данным газеты «Время новостей», в Прибалтике до начала 90-х дислоцировались три дивизии ракетных войск стратегического назначения: по одной в Шяуляе (Литва) и Гвардейске (Калининградская область) и одна на границе Латвии и Эстонии. Дивизии были вооружены ракетами 8К63 (мобильный вариант носил название РСД-10). Теперь все ракеты выведены на "большую землю", топливо же было свезено из республик Прибалтики в Калининградскую область, где хранится до сих пор.
Топливо содержится в громадных металлических емкостях. Его компоненты в той или иной степени агрессивны и воздействуют на стенки цистерны, разъедая их. По расчетам, в герметичном состоянии эти специфические жидкости могут храниться еще лет пять-семь. Хотя это топливо не самое экологически опасное (наиболее распространенное современное ракетное топливо гептил в несколько тысяч раз токсичнее «калининградского»), если произойдет утечка, природе будет нанесен серьезный урон.
По словам Сергея Иванова, Россия готова предоставить Литве все необходимые гарантии обеспечения экологической, пожарной и химической безопасности при провозке топлива. Тем более что на территории России подобные операции проводились сотни раз без каких-либо осложнений.
При этом в любом случае проблема должна быть решена до истечения срока хранения, поскольку негативные экологические последствия утечки топлива скажутся не только в Калининграде и Литве, но и в других близлежащих странах Европы.
Филипп МАУРИН