|
|
N°96, 04 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заповедники выходят из тени
Одобрены поправки, легализующие статус музеев-усадеб и музеев-заповедников
Вчера на заседании комитета по культуре Госдумы РФ были одобрены поправки в федеральные законы «О музейном фонде» и «Об объектах культурного наследия», которые придадут официальный статус музеям-заповедникам и музеям-усадьбам, то есть всем тем объектам культурного наследия, которые имеют в своем составе исторические территории. 16 июня на заседании ГД запланировано принятие во втором чтении законопроекта о внесении этих поправок.
«Если закон будет принят, это можно назвать революцией, поскольку музей-заповедник -- ключевое понятие для сохранения нашей истории», -- говорит директор музея-усадьбы «Архангельское» Владимир Длугач. Этой же точки зрения придерживается его коллега, руководитель заповедника «Пушкинские Горы» Георгий Василевич: «Это только первый шаг, но его значение трудно переоценить». Суть вопроса такова: в настоящее время в России существует более 100 музеев-заповедников, но юридически их как бы нет, а есть только музеи, которые могут заниматься своими фондами, проводить экскурсии, но не могут вести никакой хозяйственной деятельности и создавать туристическую инфраструктуру. На практике все заповедники, разумеется, ведут такую деятельность, однако с правовой точки зрения она незаконна и ставит руководителей музеев под удар.
Попытки изменить ситуацию и придать музеям-заповедникам легальный статус имеет очень давнюю историю. Еще 20 лет назад возник вопрос о необходимости подготовить специальный закон о музеях-заповедниках, который регулировал бы весь широкий спектр их деятельности: музейную, просветительскую, хозяйственную, развитие традиционных промыслов, поддержание своих территорий в экологическом порядке. И такого закона они вполне заслуживают: ведь большинство из них являются для своих территорий своего рода «регионообразующими предприятиями».
«Музеи-заповедники -- важнейшие составляющие для развития региона, они создают рабочие места, формируют образовательные и воспитательные программы, служат привлечению инвестиций», -- считает руководитель государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника «Поленово» Наталья Грамолина. Но именно потому, что деятельность заповедников столь многоаспектна, по ходу обсуждения от отдельного закона отказались. Слишком много было противников, ведь пришлось бы вносить изменения в законы о лесном фонде, Земельный кодекс, Водный кодекс и многие другие нормативные акты. Ограничились весьма скромными поправками, которые определяют, что такое музей-заповедник и его территория, и позволяют этим учреждениям иметь земельные участки, вести хозяйственную и туристическую деятельность.
«Музей-усадьба и музей-заповедник -- это не только фонд, а цельный уклад жизни. Они напоминают нам о том, как должно быть. Одна из важных составляющих этого уклада -- традиции русского гостеприимства. А пока мы не можем даже покормить наших гостей», -- говорит Наталья Грамолина. Что и говорить о таких больших усадьбах, как, например, Ясная Поляна, Михайловское или Спасское-Лутовиново. Яблоневый сад, школа, лошади, гостевые дома -- все это пока существует в этих музеях как бы нелегально. К сожалению, из окончательного варианта были исключены многие важные поправки. «Территория памятника всегда превышает территорию музея как юридического лица. Панорамы, окружающие ландшафты, -- это тоже памятник. И в первый вариант была включена позиция о том, что музеи несут ответственность за охранные зоны вокруг памятника, однако позже она была исключена», -- рассказывает Владимир Длугач. Но что касается направления работы музеев, то, по его словам, многое будет зависеть от них самих. Музеи получат возможность внести изменения в свои уставы и действовать уже на их основании. Но для этого необходимо, чтобы хотя бы в таком урезанном виде эти поправки были наконец приняты.
Александра ТОЛСТИХИНА