|
|
N°94, 02 июня 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Российские технологии» выбрали американские
Госкорпорация продает западные самолеты «Аэрофлоту»
Госкорпорация «Ростехнологии» объявила вчера Boeing победителем своего тендера на поставку 50 среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов, с опционом еще на 15 таких же машин. «В ближайшее время ГК «Ростехнологии» в сотрудничестве с «Аэрофлотом» приступает к формированию твердых заказов на поставку конкретных моделей самолетов», -- сообщила вчера пресс-служба корпорации. «Аэрофлот», правда, сообщил, что готов лишь рассматривать предложение госкорпорации наравне со всеми прочими, и что в любом случае так много самолетов ему сейчас не нужно. Московский офис Boeing выразил удовлетворение завоеванной победой, а его представитель подчеркнул «Времени новостей», что компанию не интересует, куда «Ростехнологии» будут девать заказанные лайнеры Boeing-737.
Когда госкорпорация объявила тендер в августе 2009 года, предполагалось, что он проводится в интересах авиакомпании под рабочим названием «Росавиа», которую «Ростехнологии» тогда намеревались создать совместно с правительством Москвы. Однако проект «Росавиа» так и не состоялся. При этом тендер, заявки на который подали Boeing, европейский концерн Airbus и российская Объединенная авиастроительная компания (ОАК), не был отменен. Но подведение его итогов неоднократно переносили. Сначала победитель должен был быть назван 18 декабря 2009 года, потом на месяц позже, затем «в первом квартале 2010 года». Вчера «Ростехнологии» сообщили, что тендер все-таки завершен 31 мая и что он проведен «в целях обновления парка воздушных судов авиакомпаний, находящихся под управлением корпорации». А поскольку в феврале правительство России, изменив свои предыдущие планы, решило передать «Аэрофлоту» госпакеты акций этих шести компаний (ГТК «Россия», «Кавминводы», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы»), то и договариваться об обновлении их парка следует теперь с «Аэрофлотом».
Там, однако, «Времени новостей» заявили, что заказ «Ростехнологиям» на «Боинги» еще не гарантирован. «Мы готовы сотрудничать с госкорпорацией, если ее предложение будет на уровне рынка или дешевле», -- сообщил представитель «Аэрофлота». Ранее крупнейшая авиакомпания страны сообщала, что в 2011--2013 годах для оснащения дочерних перевозчиков ей нужны будут 15 узкофюзеляжных самолетов на условиях операционного лизинга. Однако, по словам нашего собеседника, остаются открытыми вопросы о том, будут ли это Boeing-737 или принадлежащие к тому же классу Airbus A320, а также будут ли эти суда приобретены через «Ростехнологии» или иным путем. «К осени мы завершим анализ состояния передаваемых «Аэрофлоту» шести авиакомпаний, и тогда потребность в новых самолетах может увеличиться», -- добавил наш собеседник.
В московском офисе Boeing «Времени новостей» сказали, что не задаются вопросом, куда «Ростехнологии» денут парк в 50 Boeing-737, если «Аэрофлоту» эти машины не подойдут вообще или если их количество превысит запросы национального авиаперевозчика. «Это - дело «Ростехнологий», -- лаконично ответил представитель Boeing. Следует, однако, отметить, что для госкорпорации участие в этой сделке с самого начала будет иметь свою цену, поэтому она не может надолго оставлять вопрос о конечном пользователе самолетов в неопределенности. По сложившейся практике, при заказе лайнеров клиенты вносят авиастроительной компании залог. В данном случае, по оценке экспертов, залог за 50 узкофюзеляжных лайнеров (без опционов) должен составить порядка 5 млн долларов.
«Аэрофлот» эксплуатировал Boeing-737 в 1998--2004 годах, однако с тех пор переориентировал свой среднемагистральный флот на семейство А320, причем покупал эти самолеты напрямую у производителей. Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев тем не менее считает, что приобретение Boeing-737 для дочерних компаний и привлечение «Ростехнологий» в качестве посредника может иметь смысл: «Во-первых, Boeing-737 сейчас используют «дочки» «Аэрофлота» -- «Донавиа» и «Нордавиа», а из вновь передаваемых ему компаний -- ГТК «Россия» и «Оренбургские авиалинии». Во-вторых, присутствие госкорпорации может обеспечить более привлекательные условия финансирования. Ясно, что в нем вряд ли примут участие российские финансовые институты. Вероятно, сделку в интересах Boeing, будет обеспечивать Эксимбанк США. Для него кредитный рейтинг «Ростехнологий», вероятно, будет выглядеть более убедительным, чем рейтинги нескольких мало известных на Западе авиакомпаний».
Правда, менеджер ОАК, говоривший со «Временем новостей» в неофициальном порядке, считает такие доводы надуманными. По его мнению, «Аэрофлот» мог бы добиться оптимальных финансовых условий самостоятельно, авторитетом своего кредитного рейтинга. А единственный смысл привлечения к сделке «Ростехнологий» -- это дать госкорпорации заработать. Что касается проигрыша ОАК на тендере, на это менеджер отметил: «С самого начала было понятно, что мы в этом деле исполняли роль статистов».
"Авиастар-СП" (Ульяновск) планирует до 2014 года поставить администрации президента России шесть самолетов Ту-204-300. Как сообщил ИНТЕРФАКСУ пресс-секретарь "Авиастара-СП" Сергей Мочалов, строительство первых двух лайнеров для президентской администрации уже ведется. "Срок их сдачи еще не определен", -- отметил он, не уточнив стоимость контракта. В текущем году предприятие передало заказчикам четыре самолета семейства Ту-204: один для Северной Кореи, один для "ВТБ-лизинга" и два для авиакомпании "Авиастар-Ту". "Таким образом, программа по сдаче самолетов на этот год выполнена. До 2011 года будем продолжать строительство самолетов. Впрочем, не исключена их передача эксплуатантам уже в этом году", -- отметил г-н Мочалов. В прошлом году предприятие передало заказчикам шесть самолетов Ту-204. Модель Ту-204-300 -- модификация самолета Ту-204-100 с укороченным на 6 м фюзеляжем и увеличенной дальностью полета способна перевозить до 162 пассажиров. Самолет и двигатели имеют сертификаты АР МАК и полностью отвечают международным требованиям по шуму на местности и выбросам вредных веществ в атмосферу.
Михаил КУКУШКИН