|
|
N°135, 30 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Черный ящик» оказался пуст
Последние слова пилотов разбившегося Ил-86 неизвестны
Эксперты Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета вчера так и не смогли назвать предварительную или хотя бы приоритетную версию причины гибели пассажирского лайнера Ил-86 авиакомпании «Внуковские авиалинии», разбившегося в воскресенье сразу после вылета из столичного аэропорта Шереметьево. 14 членов экипажа погибли, двум стюардессам Ила удалось выжить.
Основную надежду в расследовании аварии самого надежного российского самолета, ни разу не попадавшего в катастрофы, специалисты возлагали на записи его «черных ящиков». Однако вчера, расшифровав речевой «черный ящик», фиксирующий переговоры пилотов между собой и с наземными службами, эксперты выяснили, что записи на нем нет. Как оказалось, в первые минуты полета кассета самописца автоматически включилась на перемотку и не успела ничего записать. В результате последние команды и последние слова пилотов, обычно играющие ключевую роль в установлении причин авиакатастроф, так и остались неизвестными.
Теперь инженеры будут искать причину аварии в записях двух других «черных ящиков», параметрических, которые фиксировали режимы работы двигателей и прочих систем Ил-86. Вчера эксперты в целом закончили их обработку (эти самописцы работали нормально), но первые выводы станут известны в лучшем случае к концу недели. Технические «черные ящики» фиксируют одновременно более сотни параметров, и анализ и сопоставление их -- дело долгое и кропотливое. Пока следователи продолжают рассматривать более десятка равнозначных версий, как технических, так и связанных с «человеческим фактором».
На основе первых впечатлений и свидетельских показаний специалисты Госслужбы гражданской авиации в неофициальной беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» предположили, что Ил-86 и его экипаж подвела техника. По их версии, на роковой пятой секунде полета у лайнера от изношенности оборудования (этот Ил-86 был выпущен в 1983 г., а капитальный ремонт последний раз проходил в 1995 г.) могло произойти непроизвольное автоматическое переключение стабилизатора в крайнее положение. В результате на высоте 200 метров самолет дал (и это видели многие очевидцы с земли) сильный крен вправо, завалился набок и вошел в штопор. По другой, «технической» версии, у Ил-86 из-за сбоя в электросистеме могли выключиться одновременно все четыре двигателя, а включить резервную силовую установку, дублирующую электропитание двигателей и подачу топлива, пилоты просто не успели.
Впрочем, эксперты ЛИИ имени Громова, исходя из тех же данных, предполагают, что главным виновником катастрофы стал злополучный «человеческий фактор» (по статистике, более 90% воздушных аварий происходит именно из-за ошибок пилотов или диспетчеров). По этой версии, летчики при взлете -- на скорости 350 км/час и на высоте 200 метров -- могли, не рассчитав верно необходимую мощность двигателей при малом весе пустого лайнера, выйти на так называемый критический угол атаки, когда нос самолета слишком задирается вверх. В результате произошла потеря мощности двигателей, подъемная сила резко снизилась, лайнер потерял скорость, затем -- курсовую и боковую устойчивость и свалился в штопор.
Александр РАСКИН