Владимир Путин вчера встретился с представителями Федерации независимых профсоюзов. В ходе дискуссии премьер озвучил некоторые принципиальные позиции правительства, которые предлагает признать представителям профсоюзов. Правительство настаивает на сохранении плоской шкалы подоходного налога, одобряет социально ответственную позицию, занятую бизнесом, и не готово дополнительно увеличивать нагрузку на него.
Владимир Путин на примере
недавних договоренностей, достигнутых с металлургами (о менее существенном, чем те хотели, повышении цены на их продукцию), обобщил логику действий правительства: «Принятые решения непосредственно затрагивают интересы трудовых коллективов, дают гарантии стабильной работы в базовых отраслях экономики, а значит, и стабильности в социальной сфере. И, кроме того, на этом примере видна логика наших действий».
По словам премьера, «правительство считает необходимым увеличение оплаты труда». Но если профсоюзные активисты успели обрадоваться на этих словах, они поторопились. «Повышение заработной платы надо, безусловно, увязывать с реализацией инвестиционных проектов и ростом производительности труда», -- отметил г-н Путин. И предупредил, что в нынешних условиях ожидать пересмотра минимального размера оплаты труда не стоит: «безусловно, по мере возвращения к устойчивому росту вопрос о пересмотре МРОТ вновь станет актуальным».
«Мы думаем и над увеличением ассигнований на оплату труда всей бюджетной сферы», -- сказал премьер, сообщив, что окончательное решение о параметрах и сроках будет принято в рамках подготовки бюджета на будущий год.
Поговорив о зарплатах, премьер еще раз указал на необходимость усиления надзора за соблюдением правил безопасности и норм охраны труда: «Здесь особенно важна принципиальная позиция профсоюзов, которые должны требовать безусловного соблюдения норм охраны труда. Такие возможности у профсоюзов есть. Ведь добился же профсоюз угольщиков принятия специального закона о дополнительном пенсионном обеспечении горняков (дополнительный взнос работодателей составит 6,7% от фонда оплаты труда, средний размер доплаты около 7,7 тыс. руб. в месяц. --
Ред.), а ведь этот закон увеличивает издержки собственников предприятий».
Владимир Путин сообщил, что власти заинтересованы в скорейшем заключении нового генерального соглашения между правительством и общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей.
В ответной речи глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, в частности, предложил восстановить Министерство труда, забрав часть функций у Минздравсоцразвития и Федеральной миграционной службы. Новое ведомство могло бы регулировать вопросы, связанные с охраной труда, повышением уровня жизни и трудовой миграцией. Глава ФНПР также предложил ввести обязательное страхование безработицы. И, наконец, г-н Шмаков предложил вернуть прогрессивную шкалу подоходного налога.
Владимир Путин ни одно из предложений не осудил, но все мягко отверг, попутно указав работникам, что они не ценят уже сделанное для них работодателями. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ премьер считает возможным, но лишь в неопределенной перспективе: «Это не может у нас быть сто лет, мы стабилизируем обстоятельства, административный аппарат, наладим работу и постепенно можно будет это делать, но сейчас нет такой необходимости». При этом без повышения налоговой дисциплины решение вернуться к прогрессивной ставке нецелесообразно. «Внешне будет смотреться красиво, но это не будет работать на практике. Всем установили равную шкалу и все платят исправно», -- г-н Путин напомнил, что при переходе к единой ставке поступления в бюджет выросли.
Обязательное страхования безработицы также видится премьеру преждевременным: «Это можно сделать тогда, когда мы увидим, что уверенно находимся в стадии посткризисного развития, а экономика начала расти, тогда можно сделать и следующий шаг, это абсолютно рыночная мера». Хотя можно отметить, что эта мера слегка запоздала, учитывая, сколько денег потратило государство на выплату повышенных в период кризиса пособий по безработице, не обеспеченных никакими страховыми взносами.
Но премьер не обижается на бизнес, наоборот, Владимир Путин отметил, что во время кризиса у многих российских компаний повысился уровень социальной ответственности: «Я говорю совершенно искренне. Я смотрел, как в 2009 году некоторые компании реально находились на грани кризиса и банкротства. В отличие от прошлых лет собственники, не все, но многие, реально вытаскивали из карманов уже личное имущество, чтобы сохранить предприятия и коллективы». Правда, немало собственников воспользовались государственным карманом, чтобы сохранить свое частное имущество. Впрочем, вряд ли это стало темой для обсуждения на закрытой части встречи премьера и профсоюзов.