|
|
N°92, 31 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Футбол эконом-класса
Президент УЕФА Мишель Платини затевает экономическую революцию в футболе. С 2014 года в еврокубках смогут выступать лишь те клубы, у которых сбалансирован годовой бюджет. Долю бюджета, которая пойдет на оплату кредитов, планируется жестко ограничить, при этом новые кредиты будут оформляться на владельцев клубов, а не на сами команды.
Цель затеи благородна и понятна -- избежать дефолта европейского футбола, финансового краха именитейших клубов континента. Финансовый крах английского «Портсмута с введением в клубе внешнего управления, лишением девяти очков в премьер-лиге, запретом реализовать право выступить в Лиге Европы-2010/11 и последующий вылет в чемпион-лигу или внезапная смерть нашего футбольного клуба «Москва» прямо накануне очередного чемпионата России -- самые свежие и сравнительно скромные примеры, характеризующие опасности, подстерегающие большой футбол.
Что там «Портсмут» с «Москвой»... В долгах такие гранды европейского футбола, как «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль». Нынешний президент «Реала» Флорентино Перес в свое время покидал команду еще и потому, что набрал огромное количество долгов, гоняясь за покупкой очередной звезды для своих «галактикос». На грани банкротства балансировала и до сих пор находится в плохом финансовом положении «Валенсия». В этом году едва не разорился «АЗ» из Алкмаара, причем на тот момент в ранге действующего чемпиона Нидерландов. Германская пресса активно обсуждала ситуацию с «Шальке-04» -- клубу пришлось экстренно погашать кредиты деньгами, выделенными по контракту титульным спонсором, российским «Газпромом».
Иными словами, большой футбол, ставший смесью большого бизнеса и ярмарки тщеславия, повторяет пороки финансовых пирамид и пузырей, которыми, как научил нас мировой кризис, кишмя кишит остальная экономика. Любопытно, что анонсированная финансовая революция Платини в европейском футболе в сущности похожа на стартовые условия возникновения самого Евросоюза. Тогда страны вроде бы твердо договорились, что бюджетный дефицит каждой из них не должен превышать 3% ВВП. Но сразу пришлось сделать исключение для некоторых членов ЕС, а сейчас этот показатель в четыре раза выше нормы даже у Великобритании, одной из самых экономически развитых стран объединения. Что уж говорить про Грецию или Испанию. При этом никакого механизма исключения Греции с Испанией из еврозоны нет (из еврокубков, фигурально выражаясь, их не выкидывают, наоборот, Греции экстренно помогли залатать гигантские финансовые дыры).
Ровно с теми же проблемами может столкнуться и УЕФА. Если оформлять все кредиты клубов на владельцев (а стоимость футбольных звезд радикально упадет только в случае затяжного мирового экономического кризиса, в любом другом случае она будет расти), могут разориться владельцы. Или резко отказаться от клуба, перепродав его по дешевке не пойми кому, как было с «Портсмутом». Опять же представить себе исключение из еврокубков при наличии кредиторской задолженности «Реала», «Манчестер Юнайтед» или «Ливерпуля» как-то затруднительно. В таком случае могут опять возродиться сепаратистские настроения ведущих европейских клубов, которые в начале века уже пытались отдельно от УЕФА создать свой особый элитарный чемпионат взамен Лиги чемпионов, либо придется вводить исключения из правил, чтобы не навлечь массового гнева болельщиков и спонсоров еврокубков. Едва ли еврокубки с участием бедных, но живущих по средствам клубов и без участия грандов, пусть и с непомерными финансовыми аппетитами, устроят и болельщиков, и саму УЕФА -- так можно поставить под сомнение нынешний коммерческий успех Лиги чемпионов и только что запущенной Лиги Европы.
Так что идея руководства УЕФА скорее окажется сигналом к экономике, чем категорическим императивом. В конце концов арабские шейхи или вовремя переложившиеся в нал из промышленных активов предприниматели из восточноевропейских стран, приобретая ведущие европейские футбольные клубы как дорогую игрушку, все равно вынуждены будут считать деньги. Или бесконечно финансировать клуб из собственных доходов, или учиться больше зарабатывать ( к слову, находящийся в долгах «Манчестер Юнайтед» одновременно является и одним из самых прибыльных футбольных клубов мира, а до покупки его семейством Глейзеров акции «МЮ» и вовсе находились в свободном обращении на бирже). Искусственное ограничение расходов европейских грандов (а именно их судьба критически важна для будущего всего европейского клубного футбола) возможно, но оно скорее станет следствием общей экономической ситуации в мире и ЕС, а не усилий УЕФА.
В любом случае очень любопытно посмотреть на то, как будет развиваться европейское футбольное хозяйство. Ведь не по средствам живет не один футбол. Так развивается практически вся глобальная экономика. И вполне возможно, скоро мы будем рассуждать о ситуации в футбольных командах, как в прогоревших банках или разорившихся финансовых фондах.
Семен Новопрудский