|
|
N°90, 27 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Документальная мифология
Американский учитель собирает советские фронтовые письма
О чем пишут солдаты домой с фронта? Как они рассказывают родным и близким о самом важном и трудном -- о том, как дается победа, как переживается поражение и гибель друзей, как меняется их отношение к врагу? Об этом однажды задумался преподаватель английского языка из Вашингтона Эндрю Кэрролл и настолько увлекся, что бросил преподавание, основав целый проект по сбору солдатских писем.
В коллекции Кэрролла и его коллег таких писем более 75 тыс. От посланий времен Гражданской войны (1861--1865) до электронных писем из Афганистана и Ирака. В основном от американцев, но и от солдат из армий других стран. Собственно, и в нашу страну Кэрролл приезжал в далеком уже 2005 году отчасти для того, чтобы сравнить "треугольники" Великой Отечественной с содержимым конвертов, выдававшихся американским участникам второй мировой. Но только отчасти. Основной задачей Кэрролла было просить российских музейщиков, чтобы те организовали широкий сбор посланий с фронта.
Российские музейщики отнеслись к просьбе Эндрю Кэрролла по-разному: одни считают эту идею благородной, другие -- практически неосуществимой без принятия соответствующей государственной программы, третьи говорят, что такие издания осуществляются в нашей стране давно.
О том, насколько кропотлива эта работа, свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что, например, в отделе письменных источников Государственного исторического музея письма рассеяны почти по 600 фондам. В фонде комитета так и не созданного музея Отечественной войны 1812 года хранятся письма генерала Раевского, неизвестных солдат. В фонде военно-исторического музея, расформированного в конце 20-х годов прошлого века, хранятся письма из собраний дореволюционных полковых музеев. Для создания отдельной коллекции писем с фронта надо все письма прочесть, отобрать именно военные письма, скопировать их, а потом обобщить и издать. Это колоссальный труд для десятков российских музеев и сотен их сотрудников, которые не обладают большими материальными возможностями. Кроме того, допуск к материалам не музейных работников в России затруднен как по причине ограниченности допуска к военным архивам, так и из-за необходимости специального образования, чтобы разобраться в их классификации.
«Существовал более простой путь, -- говорит заведующий отделом письменных источников Государственного исторического музея Андрей Яновский. -- Набрать в российских архивах и музеях несколько десятков писем с фронтов войн ХХ века и «расцветить» ими книгу Эндрю Кэрролла с письмами американцев с этих же войн. С научной точки зрения издание стало бы не ахти какое, но интересное и лучше, чем ничего».
Г-н Яновский подчеркивает, что еще до революции издавались письма с войны 1812 года, переписка командующих армиями в различных войнах. В советские времена были изданы письма Гражданской войны, Великой Отечественной войны 1941--1945 годов и ее отдельных наиболее масштабных сражений, например письма Сталинграда.
Во всех этих письмах, по мнению Андрея Яновского, как правило, отражена общая в то время точка зрения на врага. Кроме того, вряд ли кто в то время рисковал открыто писать что-либо, не согласовывавшееся с общепринятыми понятиями. В советское время публикация сборников тщательно отобранных писем с войны помогала ее мифологизации с помощью документалистики.
«То, что задумал Кэрролл, дело благородное, мы говорили с ним об этом, -- рассказывала пять лет назад главный хранитель фонда письменных источников Центрального музея вооруженных сил (ЦМВС) России Ирина Баранова. -- Надо было только договориться, как мы будем сотрудничать. Кстати, хорошим подспорьем в его работе могло быть многотомное издание писем с фронта, осуществленное Воениздатом в 1991--1995 годах. Вышло пять томов, и каждый посвящен одному из годов Великой Отечественной войны начиная с 1941-го».
Теперешний главный хранитель фонда письменных источников музея Татьяна Куваева уточняет, что Московский городской архив также издал десять лет назад сборники с письмами «Москва. 1941--1945» и «Москва. 1941». Много писем хранилось в архивах «Красной звезды», газеты Министерства обороны. Но они и сами не смогли их обработать, и ЦМВС не дали.
Сейчас, после «оптимизации» редакции главной газеты Минобороны, надеяться на издание этих писем тем более не приходится.
После распада СССР, несмотря на коммерциализацию издательского дела и рост интереса читающей публики к «легкому чтиву», интерес к солдатским письмам приобрел новые формы. Многие организации публикуют письма солдат, воюющих в Чечне, на своих интернет-сайтах. Общество «Мемориал» проводило конкурс школьных сочинений на тему «Человек в истории» и наградило победителей. В этом проекте удачно сочетались сам документ и отношение к нему нового поколения, которое заинтересовалось историей, взглянув на нее через призму истории своей семьи.
В Кемерове проходила выставка фронтовых писем времен Великой Отечественной, афганской, чеченской войн. Даже на сайте городка Гуково Ростовской области с населением 70 тыс. человек и то были вывешены отрывки из книги «Письма с фронта», которую составил земляк авторов писем Павел Терентьев, собрав в нее из музеев и домашних архивов документы и молодых, и уже умудренных опытом людей.
Интерес к солдатским письмам в России, особенно провинциальной, возрастает. И не только из-за войны в Чечне или военной реформы. Но и из-за открытия молодежью исторического прошлого своих семей, которого можно теперь не бояться и которым, наоборот, теперь можно гордиться. А это помогает выжить в тяжелые времена борьбы за существование, сохранить самоуважение. Молодым людям интересно узнать не только кем по-настоящему был Сталин или Жуков, но и что собой представляли их собственные деды.
Правда, это ведет к дегероизации истории. Одновременно на Западе в лучших традициях Голливуда идет обратный процесс мифологизации советской военной истории (блокбастеры «Враг у ворот», «К-19»). Скорее всего эти два течения культуры -- популярной и интеллектуальной -- будут и дальше развиваться параллельными путями. Поэтому интерес к документалистике, к изданиям типа «Письма с фронта», вряд ли может быть массовым, но имеет все шансы стать устойчивым.
Николай ХОРУНЖИЙ