|
|
N°86, 21 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свои среди своих
«Созвездие» в Костроме и «Виват кино России!» в Петербурге
Пока мировая пресса обсуждает каннскую программу, в России один за другим прошли два отечественных фестиваля с порядковым номером «18» и с ожидаемым посвящением 65-летию Победы. Эти залпы завершили юбилейную канонаду «культурных мероприятий», в которой, безусловно, выделился произведенный в невский воздух и оглушительный по своим ни с чем не сообразным затратам выстрел -- Санкт-Петербургский международный кинофорум с официальным поясняющим подзаголовком для непонятливых: «уникальное культурное событие».
Актерский фестиваль «Созвездие» в Костроме и петербургский «Виват кино России!» уникальными событиями себя не объявляли, поплатившись за это недополученными из бюджета деньгами. Вышеозначенный кинофорум, поначалу замахнувшийся, как говорят, на 30 млн минкультовских рублей, удовольствовался в итоге шестой частью, а остальное добрал банковскими вливаниями при некоторой городской поддержке. Но и изъятие из министерского кошелька «пятерки» заставило «Созвездие» и «Виват», питающиеся из того же источника, затянуть ремни до предела. Даром что оснований для почтительного отношения у них побольше, чем у питерского новорожденного: «Вивату» пошел восемнадцатый год, «Созвездие» свое совершеннолетие справило давно, а несоответствие номера и возраста объясняется паузой, которую фестиваль брал в связи все с теми же материальными проблемами.
В общем, пришлось для поддержания мало-мальски приличного жизненного уровня обратиться за помощью к двум самым состоятельным партиям: «Созвездие» заручилось поддержкой «единых», «Виват» встретил понимание у «справедливых». Последние повели себя тактично и не потребовали от «Вивата» насытить все фестивальное пространство своей символикой, единороссы же стеснять себя не стали, и на торжественном открытии «Созвездия» их стяги реяли по обе стороны красной дорожки в таком избытке, что присутствовавшие поневоле чувствовали себя на партийной сходке. И не удивились бы, если б невинный променад той или иной звезды под аплодисменты публики и под комментарий ведущего церемонии Алексея Булдакова завершился бы зажигательной речью во славу стабильности и вертикали власти. Но ничего такого не было, так что есть смысл списать всю эту визуальную политическую чрезмерность на неопытность радушной Костромы в фестивальных делах. Тверь, где «Созвездие» когда-то было рождено и где провело несколько последних лет, неожиданно разорвала с фестивалем отношения, сделала это неизящно, а костромской губернатор Игорь Слюняев, наоборот, проявил гостеприимство, и спасибо ему.
Это фестивальное «спасибо» нашло выражение не только в благодарственных словах, но и в решении актеров навестить с подарками детский дом в поселке Островское, в их поездках по обделенным столичным вниманием городкам -- Галич, Буй, Волгореченск. А в Костроме тем временем крутили фильмы, которые вместе со зрителями смотрело жюри, выбирая лучшие актерские работы.
Жюри на этот раз возглавил актер Александр Михайлов, и на вопрос журналистов, какими принципами он собирается в своих решениях руководствоваться, ответил усовершенствованным некрасовским тезисом «актером можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Таковой принцип применительно к актерскому фестивалю немного озадачивал, но итоги продемонстрировали, что жюри, куда вошли также Юрий Кузнецов, Дмитрий Назаров, Любовь Толкалина и Иван Оганесян, учитывало не только гражданскую зрелость номинантов, но и их профессиональные кондиции.
«Великая история великого народа» -- такой лозунг выбрало себе в этом году «Созвездие», и если бы оно еще и публично отрекомендовалось «великим фестивалем», то вышла бы просто калька с бессмертного креатива Никиты Михалкова. Кстати, фестивальная программа прошла без его «Утомленных солнцем 2»: по официально озвученной версии, приглашение фильма в Каннский конкурс помешало его участию в костромском.
Сообразно лозунгу конкурс почти полностью состоял из фильмов на сюжеты из советской истории, преимущественно военной, но не только. Больше всего призов собрал «Разжалованный» (о судьбе обвиненного в трусости и разжалованного лейтенанта) -- его поставил пятнадцать лет не снимавший кино Владимир Тумаев, выступивший в прошлом году с двумя военными драмами. На одну из них и обратило внимание «Созвездие», наградившее Ольгу Лапшину и Андрея Межулиса за лучшие эпизодические роли, а Филиппа Бажина -- за лучший дебют.
Если в «Разжалованном», где поучаствовал и председатель жюри Михайлов, можно обнаружить идейную перекличку с «Проверкой на дорогах», то еще один неоднократный лауреат нынешнего «Созвездия» -- «Око за око» также долго молчавшего Геннадия Полоки -- находится в прямых отношениях с первым фильмом Алексея Германа и Григория Аронова «Седьмой спутник». Так как базируется на той же повести Бориса Лавренева о «красном терроре» и бывшем царском генерале Адамове, попавшем в его переплет. По утверждению Полоки, именно он и должен был в 1967 году снимать «Спутника», он продавил в Госкино эту тему, а Герман с Ароновым увели у него замысел. Так что «Око за око», вероятно, задумывалось как реванш. Однако застарелая обида не лучший сподвижник творчества, что и подтвердило «Око», хотя интонацию автора «Интервенции» в получившемся у Полоки фильме узнать можно (призы: режиссеру -- за создание актерского ансамбля, калужскому актеру Михаилу Пахоменко -- за главную роль).
Лучшую главную женскую роль, по мнению жюри, сыграла Карина Андоленко в военной мелодраме «Рябиновый вальс», а лучшей женской дебютанткой посчитали Нину Лощинину из другой военной мелодрамы «Обреченные на войну» по прозе Василя Быкова. В ролях второго плана отметили Александра Голубева (один из пленных летчиков в «Кандагаре») и Нину Усатову -- не только за светлую душой попадью из военного «Попа», но и за фурию из эротического триллера «Фонограмма страсти». Зрительские симпатии тоже достались не героям советской истории -- их выказали Елене Николаевой из той же «Фонограммы». Наконец наград «За вклад» удостоили Вячеслава Тихонова (посмертно) и Светлану Крючкову -- дай ей бог здоровья.
Крючкова в Кострому за наградой не приехала, зато дважды вышла на сцену во время петербургского (и для нее домашнего) фестиваля «Виват кино России!» На церемонии открытия, которая усилиями генерального директора Людмилы Томской и привлеченной ею команды на этот раз отличилась совсем не дежурным обращением с военно-победной темой, актриса исполнила песню «Если б не было войны». А на закрытии получила приз за роль в фильме «Похороните меня за плинтусом». В придачу к призу на сцену вынесли еще и недополученную Крючковой «Нику» за ту же роль. Алексей Петренко, партнер Крючковой по «Плинтусу», получая приз «Вивата» за лучшую мужскую роль, посетовал на жесткость режиссера Сергея Снежкина, но и отдал ему должное. Что совершенно справедливо, так как роль деда, абсолютно свободная от уже привычных формальных причуд большого актера Петренко, была исполнена им при очевидном и активном режиссерском соучастии. Так что приз Снежкину как лучшему режиссеру -- резонное решение, как бы ни пытались усмотреть в тройной призовой порции «Плинтуса» манифестацию питерского патриотизма. Городской патриотизм, конечно, имеет на «Вивате» место, но все же не без берегов -- главную награду не пожалели для столичной «Одной войны» Веры Глаголевой. И лучшим сериалом признали не «Вербное воскресенье» местного производства, а «Мессинга», один из авторов которого, классик советской телевизионной многосерийности Владимир Краснопольский не без кокетства попросил у зрителей прощения за шестнадцать отнятых у них часов, но приз с благодарностью принял. И свой (с Валерием Усковым на двоих), и актера Евгения Князева -- за лучшую телевизионную роль.
Вообще «Виват», официально признаваясь в любви к российскому кино в целом, особую склонность питает все же к актерам и предпочитает награждать преимущественно их. В искреннем желании сделать актерам приятное «Виват» не уступает «Созвездию» и не знает меры: в его регламенте приз «Признание» мирно соседствует с призом «Немеркнущая зрительская любовь», хотя я был бы признателен, если бы мне разъяснили нюансы их смыслового различия. Почему, скажем, костромской председатель жюри Михайлов достоин «Признания», а Виктор Костецкий и Роман Громадский -- исключительно «Любви»?
Что касается призовых формулировок, то тут не удержался от комментариев Сергей Соловьев, награжденный «За вклад»: отпустив шутку по поводу своей «банковской» награды, итожащей творческий путь, он выразил желание «еще повкладывать». Остается только гадать, каким спичем сопроводил бы Никита Михалков присужденный ему приз «За духовность в культуре»: в Петербурге господина Михалкова не было -- он был в Канне, опередившего Кострому в борьбе за «Утомленных солнцем» и сейчас готовящегося оценить духовную, культурную и просто кинематографическую ценность фильма, недополучившего любви дома.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ