|
|
N°86, 21 мая 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Вы же сами все понимаете"
Экс-директору шахты «Распадская» нашли статью еще до осмотра места трагедии
СКП вчера объявил о предъявлении официального обвинения Игорю Волкову -- уже бывшему директору шахты «Распадская» (город Междуреченск Кемеровской области), где в ночь на 9 мая произошла крупная авария, повлекшая гибель десятков шахтеров. Ему вменяется ст. 216-3 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Какие именно преступные действия или, наоборот, преступное бездействие допустил г-н Волков, которые привели к нарушению правил безопасности, не сообщалось. Что, впрочем, совершенно естественно. Данных о его причастности -- прямой или косвенной -- к аварии на шахте не просто нет, но пока и быть в принципе не может. Просто в силу того, что до сих пор неизвестно, из-за чего вообще на шахте произошли взрывы. В аварийных выработках «Распадской» сейчас бушуют подземные пожары, и не только эксперты и следователи, но даже горноспасатели не могут попасть непосредственно на место происшествия.
Но судьбу г-на Волкова предрешили не следственные действия, а простые слова. 17 мая премьер-министр Владимир Путин, выступая на селекторном совещании, посвященном ликвидации последствий аварии, выразил недоумение тем, что г-н Волков все еще остается в должности директора «Распадской», хотя надзорные органы ранее выдвигали в его адрес претензии, и сразу же назвал его «гражданином Волковым».
Последствия не замедлили себя ждать. Уже на следующий день после совещания у г-на Путина Игорь Волков был уволен «по собственному желанию». Желание это у него появилось несмотря на то, что днем ранее руководство Распадской угольной компании горой стояло за г-на Волкова, утверждая, что тот не только не собирается увольняться и полон решимости участвовать в восстановлении шахты, но и компания его сама не отпустит. «Ну вы же сами все понимаете. Без комментариев», -- заявила вчера представитель Распадской угольной компании по поводу столь резкого изменения позиции руководства.
СКП в свою очередь 18 мая заявил, что глава ведомства Александр Бастрыкин «дал указание решить вопрос о привлечении к уголовной ответственности» Игоря Волкова, а также других руководителей шахты, чьи действия могли привести к трагическим последствиям». И вчера этот «вопрос» был благополучно решен.
Безусловно, в случае крупных промышленных аварий роль руководителя предприятия всегда должна исследоваться в первую очередь, поскольку именно он несет ответственность за безопасность своих работников. Однако пока получилось, что процессуальный вывод был сделан еще до этого самого исследования. Причем в отношении не только лично г-на Волкова и «других лиц», но и вообще причин произошедшего. А пока не установлены не только они, но даже наиболее вероятные версии происшедшего. В первые дни после трагедии одну из них озвучил глава МЧС Сергей Шойгу: «Есть предварительная версия, что взорвался газ и угольная пыль. Большие силы науки привлечены для того, чтобы понять, что произошло». С тех пор на «Распадской» ничего по большому счету не изменилось, поскольку под землей не ведутся не только следственные, но и спасательные действия. Таким образом, получилось, что следствие оказалось прозорливее даже «больших сил науки».
Единственной же претензий к г-ну Волкова со стороны следствия пока могут оказаться данные, озвученные 17 мая на совещании премьером Путиным, о том, что ранее «Ростехнадзор» четыре раза за различные нарушения пытался через суд отстранить его от должности директора шахты. Правда, выяснилось, что суд всякий раз вставал на сторону г-на Волкова, лишь дважды оштрафовав его на незначительные суммы. Почему так происходило, до сих пор тоже неизвестно.
После совещания у г-на Путина ситуацией вокруг «Распадской» заинтересовался даже глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Он распорядился поднять и внимательно изучить все иски, жалобы и представления, подававшиеся представителями «Ростехнадзора» в суды Кемеровской области по поводу «Распадской». Но итоги этой работы пока не озвучивались, да и вряд ли они как-то могут подтвердить причастность директора шахты к последней аварии, поскольку в судах речь шла совсем о других событиях.
На самой шахте, где уже около недели из-за пожаров не могут возобновиться спасательные работы, за последние дни ситуация еще больше осложнилась. В среду вечером на «Распадской» началось подтопление горных выработок шестого и седьмого пласта. По предварительным оценкам, именно на шестом пласте могут находиться остающиеся под землей 24 горняка.
По словам замдиректора шахты Валерия Зелинского, на этих участках в среду значительно ухудшилась ситуация, горноспасатели отмечают вызванное пожарами сильное задымление и нулевую видимость. «В данном случае подтопление -- единственный выход изменить ситуацию. В шахте по-прежнему высокая концентрация метана», -- сказал г-н Зелинский, добавив, что подтопление контролируется при помощи смонтированных водоотливов. По замыслу специалистов, вода должна не только затушить подземные пожары, но и снизить концентрацию метана под землей, вытеснив его на поверхность. Представители «Распадской» вчера заявили, что поисковые работы будут возобновлены только после локализации очагов пожаров.
Авария на расположенной в Междуреченске (Кемеровская область) шахте «Распадская» произошла в ночь на 9 мая. Первый взрыв прогремел в забое в 23.55, после чего из находившихся под землей 359 человек на поверхность самостоятельно или при помощи спасателей вышли лишь около 270 шахтеров. На поиски остальных под землю спустились около 50 горноспасателей, однако через четыре часа в шахте прогремел второй взрыв. Он оказался значительно сильнее первого и вызвал серьезные разрушения в самом забое, вывел из строя систему вентиляции и уничтожил часть надшахтных сооружений. Жертвами ЧП стали 66 человек, в том числе 19 находившихся в забое горноспасателей. Еще 24 человека по-прежнему остаются под землей, и их судьба до сих пор неизвестна. За медицинской помощью после аварии обратилось 129 человек, из которых 94 были госпитализированы. По оценкам специалистов, на восстановление предприятия потребуется около года, а стоимость восстановительных работ оценивается в 6 млрд рублей.
Вчера же к разворачивающейся по инициативе премьера Путина кампании по наведению порядка в угледобывающей отрасли присоединилась и Генпрокуратура. «В Кемеровскую область и Республику Коми направлены комиссии Генпрокуратуры по проверке исполнения законодательства об охране труда и промышленной безопасности на шахтах, -- сообщили вчера в ведомстве. -- Это сделано в целях привлечения к ответственности виновных лиц и выработки предложений по улучшению состояния законности в угледобывающей отрасли. В ходе проверок особое внимание уделяется исполнению региональными органами власти возложенных на них полномочий по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности на шахтах, государственному регулированию в области добычи и использования угля, предотвращению пожаров и аварий на шахтах».
Анатолий КАРАВАЕВ, Алексей ГРИШИН