В конце прошлой недели президент России Дмитрий Медведев провел встречу с полномочными представителями главы государства в федеральных округах, посвященную десятилетию введения этого государственного института. Корреспондент "Времени новостей" Наталья РОЖКОВА спросила у политологов, насколько оправдал себя институт полпредов и какие главные задачи предстоит решать представителям президента в обозримом будущем.
"Пока полпреды существуют как институт, который забыли отменить"Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда «Петербургская политика»:
-- Институт полпредства себя не оправдал. С самого начала в связи с его введением возникали вопросы, так как формально сильный институт укомплектовывался неровным штатом исполнителей. Складывалось ощущение, что полпреды не наделены функциями, целями и полномочиями. После отмены губернаторских выборов полпреды сблизились по статусу с губернаторами. А потом еще и потеряли механизмы влияния на выбор губернатора, когда «Единая Россия» получила право предлагать президенту своих кандидатов.
Сейчас ситуация неровная. Есть один-два активных перспективных полпреда: Хлопонин (Александлр Хлопонин, полпред в Северо-Кавказском федеральном округе. --
Ред.) и Винниченко (Николай Винниченко, полпред в Уральском федеральном округе. --
Ред.) и есть регионы, где институт полпредства превратился в кадровый отстойник. Кроме того, вопрос власти -- это влияние на финансовые потоки. Для полпредов было бы важно, чтобы их допустили к деньгам, но пока мы такого не видели. Один только г-н Хлопонин проявляет активность в экономических вопросах.
Таким образом, пока полпреды существуют как институт, который забыли отменить. Вопрос в том, удастся ли придумать для него новые задачи и дать полпредам реальные инструменты влияния на округ, которые не ограничивались бы личными качествами полпреда как политической фигуры.
"Новый округ может быть создан и на дальневосточном направлении"Алексей МУХИН, генеральный директор Центра политической информации:-- Судя по тому, что президент создал еще один округ, Северо-Кавказский, институт полпредства будет сохранен. Изначально он создавался, чтобы сцементировать некоторые регионы, которые имели ярко выраженную тенденцию к сепаратизму. Слова Бориса Ельцина о том, что регионы должны брать столько суверенитета, сколько смогут унести, в свое время оказались довольно мощной пропагандистской идеологемой, которая была принята на вооружение регионалами. Принцип выборности на тот момент позволял им чувствовать себя феодалами в своих регионах. После отмены губернаторских выборов картина поменялась, но остались внешние вызовы, которыми руководствовался Владимир Путин, вводя систему федеральных округов. Россию по-прежнему рассматривают как совокупность территорий, которые удобнее эксплуатировать по отдельности. Это уже сейчас выражается в действиях различных «зеленых» организаций, которые пытаются объявить территорию РФ мировым достоянием, а не национальным.
В этих условиях федеральные округа продолжают играть определенную роль в системе госуправления. С этим связано и то, что Дмитрий Медведев создал новый округ в попытках замирить Кавказ. Новый округ может быть создан и на дальневосточном направлении, если будут ухудшаться отношения с Китаем, имеющим неявные, но совершенно конкретные территориальные претензии к России. Институт полпредства может быть инструментом, которым пользуется федеральный центр для приведения местного законодательство в соответствии с федеральным, а также для контроля за финансовыми потоками. Последнее возможно благодаря тому, что в аппарат полпредов входят главные финансовые инспекторы, которые исполняют фискальные функции и являются сотрудниками администрации президента. Полагаю, что специализация полпредов в будущем поменяется, они будут исполнять более точечные функции, в том числе в области контроля за финансами.
"Контроль над губернаторами центру необходим"Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:-- Сейчас значение полпредов снизилось, исключая Северный Кавказ, где Александр Хлопонин в условиях чрезвычайной ситуации решает чрезвычайные задачи. Изначально был целый ряд задач, которые ставились перед полпредами: контроль над губернаторами, которые тогда избирались и еще заседали в Совете Федерации, а также контроль за приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным, чем полпреды занимались наряду с прокуратурой. Сейчас актуальность этих задач, конечно, уменьшилась. Тем не менее контроль над губернаторами центру необходим. Губернатор, даже если он делегирован из центра, начинает жить региональными интересами и должен их учитывать. У него должна быть региональная идентичность, иначе он не станет авторитетной фигурой в регионе и не сможет в том числе выполнять задачи, которые ставит перед ним федеральный центр. Как в советское время -- тогда первые секретари тоже «спускались» из центра и не было случая, чтобы местная организация не проголосовала за кандидата, рекомендованного ЦК КПСС. И все равно человек через некоторое время начинал в ЦК и в правительстве отстаивать интересы своего региона. Если человек не вписывается в регион, он оттуда вылетает, как Колесов (Николай Колесов -- экс-губернатор Амурской области. --
Ред.). А раз так, сохраняется значение полпреда, который в чистом виде «государево око» в регионе. Плюс у каждого полпреда есть заместитель, который занимается взаимодействием с силовыми структурами. Кроме того, есть проекты, которые полпред может подтолкнуть, если они носят межрегиональный характер.
Мне кажется, институт полпредства в ближайшем будущем сохранится в инерционном режиме: у него не появится новых функций, но его и не упразднят, так как уже есть вертикаль власти и ни один президент от нее отказываться не будет. Накачивать полномочиями полпредов не будут -- в этом нет потребности, с учетом ослабления позиций губернаторов. На этом фоне Александр Хлопонин останется особой фигурой, что связано с особой обстановкой на Северном Кавказе. Это подчеркивается и тем, что Хлопонин -- единственный вице-премьер среди полпредов.